Возвращение садового праздника
Жизнь в современном загородном
доме все больше начинает походить на жизнь усадебную, такой, какой она была еще
столетие назад. И сад, включенный в единое жизненное пространство неизбежно
включен и в годовой цикл событий происходящих в семье. Более того, декоративный
сад все больше становится необходимым элементом современной усадьбы, неизменным
спутником понятия «элитное жилье».
С тех пор, как сад перестал быть
простым хозяйственным приложением к дому и его стали рассматривать как
продолжение жилища, в нем устраивались светские, семейные, общественные
увеселительные мероприятия и праздники. Особенно популярными садовые
развлечения стали в XVIII
– начале XIX века,
когда в России широко вошли в обиход новинки западноевропейской усадебной
культуры. Безусловно, и в XV-XVII веках в русских садах
было немало увеселительных устройств, таких как качели, горки, птичники,
зверинцы, но они имели в основном характер частный и только с петровского
времени садовые увеселения становятся
все более светскими, разнообразными, утонченными. Именно в этот период сад
всерьез начинают рассматривать как место для организации праздника, места
развлечения гостей.
Одни праздничные забавы устраивались внутри дома, а
другие непременно выносились в парк. Но некоторые увеселения могли быть
устроены только в пространстве парка и со временем становились его незаменимыми
атрибутами. Одни из них должны были веселить хозяев и гостей, другие
способствовали спокойному проведению времени, позволяли остаться в философском
уединении, наслаждаться естественными и искусственно созданными видами.
Каждая эпоха внесла в культуру садовых увеселений
свою лепту. Так, некоторые сооружения для садовых забав существовавшие в
средневековых русских садах сохранились и в последующее время, но получили
развитие, совершенствовались, придерживаясь эстетики нового времени.
Например, традиционные для русских садов XVI-XVII веков «чердаки» - открытые беседки на столбах опорах, впоследствии приобрели новое архитектурное оформление.
В XVIII веке одними из самых любимых развлечений устраиваемых в садах были многолюдные маскарады, в которых задействовали не только приглашенных именитых гостей, но и дворовых и крестьян, на какое-то время получавших возможность почувствовать себя на равных с господами.
Все это сопровождалось великолепными фейерверками, хоровым пением, музыкальными произведениями исполняемыми крепостными оркестрами или традиционной русской роговой музыкой. Широкое увлечение театром вызвало появление в парках таких сооружений как садовые театры, амфитеатры. Они устраивались на естественных и искусственных склонах в виде уступов полукружием спускающихся несколькими рядами. Как правило, их одевали дерном, украшали фигурно стрижеными деревьями, статуями, вазами. На нижней площадке амфитеатра инсценировались литературные произведения, исторические сюжеты, иногда события, в которых пришлось участвовать самому устроителю зрелища, гостеприимному хозяину. Иногда амфитеатры создавались вблизи водоемов и тогда здесь могли быть устроены водные представления, разыграны знаменитые морские сражения. В имениях, где хозяева не могли содержать театральную труппу, ограничивались постановкой живых картин.
В этот период весь парк усилиями садоводов превращался в театральную сцену на которой невольными актерами становились все находящиеся в парке. Все вовлекались в процесс игры. Этому способствовали такие садовые приемы как обманки или «обманные» виды – живописные изображения, помещаемые в торцах аллей и создававших иллюзию далекой перспективы, архитектурного сооружения; лабиринты – «Сим именем называется часть сада, состоящая из гульбища, наполненного многими кривыми, извитыми и перепутанными между собою дорогами. Сие гуляние делается обыкновенно с теми мыслями, чтобы гуляющему не можно было без великой трудности дойти до середины, а дошедши до оной, нельзя было бы скоро выйти вон, не запутавшись несколько раз в различных оного ходах», зеленые залы или кабинеты и так далее. На лужайках парка инсценировались буколические картины, для чего здесь выпасали домашнюю живность сопровождаемую соответствующим образом одетыми крестьянами, звуками рожков, песнями пастушков и пастушек, присказками молочниц.
Например, традиционные для русских садов XVI-XVII веков «чердаки» - открытые беседки на столбах опорах, впоследствии приобрели новое архитектурное оформление.
В XVIII веке одними из самых любимых развлечений устраиваемых в садах были многолюдные маскарады, в которых задействовали не только приглашенных именитых гостей, но и дворовых и крестьян, на какое-то время получавших возможность почувствовать себя на равных с господами.
Все это сопровождалось великолепными фейерверками, хоровым пением, музыкальными произведениями исполняемыми крепостными оркестрами или традиционной русской роговой музыкой. Широкое увлечение театром вызвало появление в парках таких сооружений как садовые театры, амфитеатры. Они устраивались на естественных и искусственных склонах в виде уступов полукружием спускающихся несколькими рядами. Как правило, их одевали дерном, украшали фигурно стрижеными деревьями, статуями, вазами. На нижней площадке амфитеатра инсценировались литературные произведения, исторические сюжеты, иногда события, в которых пришлось участвовать самому устроителю зрелища, гостеприимному хозяину. Иногда амфитеатры создавались вблизи водоемов и тогда здесь могли быть устроены водные представления, разыграны знаменитые морские сражения. В имениях, где хозяева не могли содержать театральную труппу, ограничивались постановкой живых картин.
В этот период весь парк усилиями садоводов превращался в театральную сцену на которой невольными актерами становились все находящиеся в парке. Все вовлекались в процесс игры. Этому способствовали такие садовые приемы как обманки или «обманные» виды – живописные изображения, помещаемые в торцах аллей и создававших иллюзию далекой перспективы, архитектурного сооружения; лабиринты – «Сим именем называется часть сада, состоящая из гульбища, наполненного многими кривыми, извитыми и перепутанными между собою дорогами. Сие гуляние делается обыкновенно с теми мыслями, чтобы гуляющему не можно было без великой трудности дойти до середины, а дошедши до оной, нельзя было бы скоро выйти вон, не запутавшись несколько раз в различных оного ходах», зеленые залы или кабинеты и так далее. На лужайках парка инсценировались буколические картины, для чего здесь выпасали домашнюю живность сопровождаемую соответствующим образом одетыми крестьянами, звуками рожков, песнями пастушков и пастушек, присказками молочниц.
Без сомнения вода одно из важнейших составляющих увеселительного сада. Существовала масса приемов использования ее для создания праздничной атмосферы в парке. Каскады водоемов впечатляющие своими масштабами, пруды, выполненные в виде символов отражавших философские, эстетические пристрастия, географические представления владельца, такие как шестиконечная звезда с таким же островом (усадьба Покровское), Африка и Азия (усадьба Филимоново), квадратный пруд с треугольным островом (усадьба Борок) и другие. Кроме того, катание на лодках, прогулочных паромах, купальни, водяные горки, фонтаны-шутихи - увеселительные устройства с «сюрпризом» неожиданно окатывавшие водой зазевавшуюся гуляющую публику или выводившие из струй замысловатые фигурные композиции приводившие зрителей в восторг. Ценились и такие водные элементы оформления парка как водопады особенно характерные для романтических парков пейзажного стиля. Причем садовые руководства давали довольно четкие рекомендации по их созданию: «Водопад, имеющий падение на несколько футов в высоту, неширокий и правильно устроенный, делает больше приятности, широкий же будет составлять из себя порог и навлечет посмеяние..».
Не малую роль в создании соответствующего настроения сада играли и устраиваемые в приличных для того местах видовые площадки «миловиды», беседки, павильоны, - «употребляемые в саду для приюту и убежища от дождя и для укрытия от ветра, при этом служащие приятным удалением для любящих уединение..» или такие сооружения как гроты их «делают в местах сада уединенных или в лесочках. Вид оных в анружности должен представлять дикость; но внутренность требует убранства разными раковинами, зеркалами, кристализациями и другими блестящими камнями. Вход в них, к умножению холоду, располагается с северной стороны».
Частыми сооружениями в саду были Чайные или Кофейные домики, традиция, пришедшая в Европу с Востока и закрепившаяся здесь в редуцированном, так сказать европеизированном виде. Садовое пространство, прилегающее к Чайному домику, как правило, так же оформлялось в соответствии с ритуалом чайной церемонии. Особой экзотики добивались созданием садовых павильонов построенных в разных архитектурных стилях разных стран и эпох, «в саду всякое зодчество приличествует от Греческого до Китайского…» наставляли садовые руководства. При этом сами гуляющие по саду могли обозревать его из седла запряженного верблюда, пони или ослика.
Для создания у гуляющего по парку романтически-философского настроения использовали и такой прием как – руины. Это элемент выполнялся в виде искусственных развалин «древних» построек – античных храмов, гробниц, замковых башен, акведуков и другого – «Ничто не возбуждает столь удобно наших мыслей, ничто не делает столь полезными уединенныя наши размышления, как вид такого строения, которого время не могло еще совершенно разрушить». В другом уголке сада могло быть выстроено сооружение в виде ветхой хижины, шалаша или полупещеры, в которой поселяли специально для этого нанятого «отшельника» «эрмита», человека, обязанностью которого было романтическое уединенное проживание и прогулки по саду в рубище и в уединенном размышлении.
Не менее экзотичным могло быть и растительное
наполнение парка. Высаживая в грунт или вынося в теплое время года из оранжерей
экзотические растения, хозяева имитировали природные уголки разных
климатических и этнокультурных зон. «Искусный садовник при расположении
растений, подражая природе, производит распоряжением своим красоту, которая,
нас пленяя, в восторг приводит». А среди экзотических посадок укрывались
различные скульптурные изваяния, довершавшие картину имитировавшую тот или иной
уголок земли или исторический сюжет - «Трогательные памятники возбуждают в нас
любовь к искусствам, составляют лучшее украшение садов; но в выборе и
употреблении их должно поступать весьма рассудительно. Надобно, чтоб предметы,
окружающие памятник и местоположение, которое он занимает, соответствовали
совершенно тем чувствам, какие он может возбудить в нас». Непременным атрибутом
пейзажного парка были всевозможные «увеселительные рощицы» составлявшиеся из
деревьев одной или нескольких пород – «Увеселительные лесочки служат великим
украшением сада, и никакой сад не может назваться совершенным, есть ли не имеет
оный одного или нескольких…». «Лесочки увеселительные служат не к одному только
украшению сада, но и к прохлаждению во время больших солнечных жаров: ибо
составляют тень, когда в жаркие часы дневные другие части сада к прогулке
неудобны».
Парковые аллеи, уголки, рощицы получали свои
романтические названия, связанные с какими либо событиями в семье,
эстетическими пристрастиями хозяина и даже общероссийскими или международными
событиями. Так можно было пройтись по аллее «Ожидаемого благоденствия» или
аллее «Братской любви», отдохнуть в «Храме Дружбы», «Приюте приятелей» или
«Петином домике» и поразмышлять в «Зеленой зале Екатерины» и так далее.
Для тех, кто не успел насладиться цветущим садом в
летнее время, при усадьбах существовали сады зимние или оранжереи – «Под имянем
оранжерей разумеются здания, построяемые для содержания и воспитания
иностранных растений, которые без помощи искусством произведенной теплоты
здешней зимней стужи перенести не могут». Часто это были огромные постройки с
застекленными крышами и стенами, в которых выращивались экзотические виды
растений, выращиваемые в кадках и иногда выстроенные в аллеи. Так что по
зимнему саду можно было гулять как и по летнему. Здесь же, среди зимы, можно
было полакомиться плодами растений обычно вызревавших только летом или осенью
или вообще не растущих в средней полосе, таких как персики, сливы, апельсины,
ананасы и другие.
В XIX
– начале XX века
европейская игровая культура способствовала появлению в отечественных садах
площадок для игры в крокет, лаун-теннис и др. Но неизменными атрибутами
остаются качели, карусели, «гигантские шаги» и т.п. Теперь, можно было видеть
прогуливающихся по парку не только пешком или верхом на лошади, но и в седле
велосипеда.
Не мало всевозможных садовых
затей вошло в мировую культуру из российской развлекательной садовой культуры.
Достаточно вспомнить знаменитый аттракцион «Русские горки», неотъемлемый
элемент всех мировых парков развлечений. Одним из прототипов их является
павильон «Катальная горка» устроенный Екатериной II в Ораниенбауме. Это было высокое
каменное строение с продолжительным деревянным пандусом, по которому зимой
катались на санках, а летом на специальных колесных тележках иногда сцепленных
вереницей. Этот аттракцион настолько поразил иностранных гостей российского
Императорского Двора, что подобные развлечения стали появляться и при дворах
других европейских стран.
Сегодня, с развитием частного
индивидуального загородного жилья и особенно ландшафтного освоения прилегающих
к дому территорий появляется шанс для возрождения традиционных парковых
развлечений. Новое время, новые технологии, вероятно, произведут на свет новые
формы садовых развлекательных сооружений, приемов и затей. Но ясно одно –
садовый праздник возвращается.
«В саду всякое зодчество приличествует» // «МК»
приложение «Деловые люди». 1 июля 2007.
Комментарии
Отправить комментарий