Усадьба Эмиля Липгарта – парк эпохи модерна
Усадьба Эмиля
Липгарта расположена в г. Коломна Московской
области, пос. Щурово, ул. Молодежная д.1. Это редкий образец единовременно
созданного усадебного комплекса эпохи модерна имеющего высокий уровень
сохранности, благодаря которому он может быть воссоздан вплоть до мельчайших
планировочных нюансов.Участок, на
котором расположен усадебный комплекс, имеет площадь около 3,7 га. Он вытянут по линии
северо-запад – юго-восток. Имеет подпрямоугольную форму и ограничен с восточной
стороны руслом ручья, забранного в канаву и отсекающего территорию комплекса от
частной застройки, с севера – линией заводской железной дороги и строениями
предприятия, с востока – дорогой, с юга оградой и строениями муниципальных
учреждений, ряд из которых первоначально входили в состав комплекса усадьбы.
В результате
проведенного осмотра территории усадебного комплекса обнаружено, что за советский
и постсоветский периоды первоначальная конфигурация участка на котором
располагались парадная и парковая части комплекса изменениям не подверглась.
Однако жилая и хозяйственная зоны претерпели некоторую трансформацию. В настоящее
время значительная часть хозяйственного двора комплекса (около 80% - 2 Га) выделена из его
территории и используется под муниципальные нужды. На оставшейся в составе
комплекса территории хозяйственного двора (около 20% - 0,4 Га) строений не
сохранилось.
Тем не менее,
общая композиционно-планировочная структура комплекса сохранилась достаточно
хорошо. Более того, следует отметить удивительную сохранность планировочных
микро структур комплекса, легко читаемых в рельефе, что является достаточно
редким случаем особенно для парков созданных в период модерна. В силу специфики
создания парков этого периода, детальной проработки в оформлении каждого даже
небольшого участка, обилии нюансов и микроструктур, после прекращения ухода за
ними, они очень быстро утрачивают свою планировку и в особенности нюансировку.
Что делает довольно проблематичной их детальную реконструкцию. В данном случае
мы наблюдаем в некотором смысле исключительную ситуацию. В связи с тем, что при
разбивке парка садовник активно использовал такой прием, как контурное
фиксирование структур в рельефе и что еще более интересно, при создании
бордюров и других планировочных структур активно использовал бетон (надо
полагать собственного производства), они до сих пор могут быть легко выявлены.
Двухэтажный с
пониженной пристройкой главный дом усадьбы был сложен из кирпича, отделан
штукатуркой и деревом. Асимметрии и сложной конфигурации плана дома
соответствует живописная, основанная на контрастах, объёмно-пространственная
композиция. Все фасады особняка индивидуальны. Гладким плоскостям одних
противопоставляется расчленённость противоположных, в том числе обращённой в
сад каменной, в прошлом частично остеклённой террасы. Этот более интимный
фасад ранее отделяла от главного угловая гранёная башня с шатром, имевшая в общей
структуре значение высотной доминанты. Крайне сдержанная наружная декорация
дома сводилась к имитации штукатуркой кирпичной кладки, на фоне которой
отчётливо выделялись ленты фризов и строгие очертания гладких оконных
обрамлений. Стены здания завершал деревянный карниз большого выноса на фигурных
кронштейнах. Кровля имела сложное очертание.
Главный дом
усадьбы окружен обширным парком с живописной композицией, среди посадок
которого встречаются редкие и ценные породы деревьев и кустарников. Удачное
сочетание традиционных и экзотических насаждений придает ему неповторимый
облик. Парк даже сейчас остается одним из самым богатых в Московской области по
породному составу насаждений. На момент обследования в парке усадьбы произрастало
28 видов исторической древесно-кустарниковой растительности. Надо полагать, что
более детальное обследование в весеннее-летний период позволит выявить и другие
виды исторических насаждений. И только в этот период можно будет выявить весь
диапазон сохранившихся представителей травянистого покрова усадебного парка.
В насаждениях выявлены следующие виды деревьев и кустарников:
Деревья:
1. Береза бородавчатая (Betula pendula Roth);
2. Сосна обыкновенная (Pinus sylvestris L.);
3.
Сосна сибирская (кедровая) (Pinus sibirica Du Tour.);
4.
Ель европейская (Picea abies L. Karst.)
5.
Ель колючая финская (Picea x fennica (Regel).
Kom);
6. Липа сердцевидная (Tilia cordata Mill.);
7. Пихта
сибирская (Abies sibirica
Ledeb.);
8.
Лиственница сибирская (Larix sibirica Ledeb.);
9.
Тополь душистый, форма круглолистная (Populus suaveolens Fisch);
10. Тополь
сибирский (Populus sibirica G. Kryl.);
11. Тополь Симона, или китайский (почти пирамидальный) (Populus simonii Can.);
12. Тополь
белый (Pópulus álba);
13. Клен
остролистный (Acer platanoides (L.);
14. Туя западная (Thuja occidentalis f.);
15. Ясень пенсильванский (Fraxinus pennsylvanica Marsh);
Кустарники:
1. Акация желтая (карагана древовидная)
(Caragana arborescens Lam.);
2.
Жимолость татарская (Lonicera nanarica L.);
3.
Сирень венгерская (Syringa josicaea Jacg.);
4.
Сирень обыкновенная (Syringa vulgaris L.);
5.
Пузыреплодник калинолистный (Physocarpus opulifolius L. Maxim)
6.
Спирея дубравколистная (Spiraea chamaedrifolia L.);
7.
Спирея иволистная (Spiraea salicifolia L.);
8.
Сведина белая (Дерен белый Cornus alba L.);
9.
Роза морщинистая (Rosa rugosa Thunb.);
10. Жестер
слабительный (крушина слабительная)
(Rhamnus cathartica L.);
11. Клен
гиннала или приречный (Acer ginnala Maxim);
12. Чубушник
обыкновенный или бледный (нар.
жасмин) (Philadelphus pallidus);
13. Боярышник
(вид устанавливается);
Лианы
1. Виноград девичий (Parthenocissus inserta (Kern.) К. Fritsch );
Сохранились в одичавшем виде и некоторые травянистые декоративные
растения:
1. Астра иволистная (Aster salignus Willd. (Aster salicifolius Scholl.);
2.
Колокольчик рапунцилевидный (Campanula rapunculoides);
3.
Спаржа лекарственная (Asparagus officinalis);
4.
Фиалка душистая (Víola odoráta);
Состояние
древесных насаждений в целом удовлетворительное. Посадки древесных и
кустарниковых насаждений в советский период осуществлялись практически без
учета исторической планировки. Но, не смотря на это, они серьезно не нарушили
композиционно-планировочную структуру. Она представляет собой прекрасный
образец планировки небольшого усадебного комплекса периода модерна. Придомовое
пространство было проработано наиболее тщательно, и в его планировку был
заложен регулярный принцип. Периферийные участки выполнены в пейзажном стиле, в
виде псевдоестественной рощи.
Судя по тому,
что средний возраст исторических насаждений по внешним оценкам составляет 110
лет, создание парка следует отнести к 1900-м годам. В составе парка выявлены
насаждения и несколько более старшего возраста. В основном это сосны
обыкновенные – 120-160 лет, произрастающие на периферийных участках.
Предположительно, при формировании парка естественно произрастающие на этой территории
сосны были грамотно включены в его состав.
На бывшем
парадном дворе усадьбы, перед южным фасадом главного дома, остатки круглого
цветника, в центре которого в советские годы располагалась статуя В.И. Ленина.
Эта
структура, характерный для периода модерна планировочный прием. В усадебный
период, она представляла собой обширный круглый цветник приподнятый в виде
небольшого холма, так называемая – «выпуклая клумба». Она располагалась в
центре придомовой разворотной площадки для экипажей («курдонера»). Судя по
аналогам, на месте статуи В.И. Ленина, ранее располагалась другая скульптура
или садовый вазон.
Перед
северным фасадом главного дома в руинированном виде сохранилась чаша фонтана со
скульптурой в центре. Эта структура, как композиционно, так и по форме, также
характерна для парков модерна.
Очень
интересны выявленные следы бордюрных конструкций и малых садовых форм парковых
боскетов в придомовой регулярной части. Надо отметить, что не смотря на то, что
бордюрные конструкции понесли сильные утраты их структура может быть выявлена,
а следовательно и реконструирована. Здесь так же отслежены места расположения
парковых скульптур и мест расположения цветников.
Несколько
юго-восточнее главного дома выявлена обширная выровненная площадка,
предназначенная для игры в лаун-теннис (lawn tennis - один из вариантов большого
тенниса) очень популярной в период модерна игры.
На восток от
главного дома сохранилась ярко выраженная в рельефе формированная прямоугольная
площадка, на которой располагался прямоугольный парковый павильон, в настоящее
время утраченный. Судя по сохранившимся остаткам каменных оснований, по углам
от павильона располагались парковые скульптуры.
Севернее
павильона, выявлена еще одна любопытная и излюбленная в эпоху модерна парковая
структура – открытая площадка для отдыха или «зеленый кабинет». Она одной
стороной примыкала к парковой дорожке и имела округлую форму с другой стороны.
Поверхность площадки был замощена бетоном, а по периметру отделялась от
остальных парковых структур посадками деревьев и цветочных кустарников
высаженных «живой стеной».
Продолжает
эту линию парковых структур, расположенная севернее открытой площадки круглая
беседка. Это было довольно просторное сооружение, надо полагать выполненное из
дерева. Его соорудили несколько в стороне от прогулочной дорожки, в расчете на
относительное уединение, посреди псевдосвободной рощи и на подступах к нему в
несколько хаотичном порядке высадили цветочные кустарники и группы из клена гиннала.
Современная действующая
дорожно-тропиночная сеть в основном носит транзитный характер. Другие
исторические дорожки парка в настоящее время фактически не эксплуатируются и
зарастают. Часть существующей трассировки дорожно-тропиночной сети не совпадает
с исторической. Основные дорожки вымощены асфальтом.
В северной
части парка, на границе примыкающей к заводскому железнодорожному переезду,
обнаружены остатки достаточно крупного исторического сооружения выполненного из
бетона. Надо полагать, что здесь располагался мост выводивший с территории
парка и перекинутый через пограничную межевую канаву.
В южной части
парка, на территории бывшего хозяйственного двора, на месте утраченных строений
небольшие скопления строительного мусора и рудеральной растительности.
Утрачена
часть старовозрастных ценных насаждений, располагавшихся в центральной части
комплекса, в том числе туи западной. Единственный пень туи западной, как можно
судить по структуре слома, поваленной буреломом, был выявлен в придомовом
пространстве парка, в пределах восточного боскета. Посадки туи в других частях
парка не сохранились.
Однако,
несмотря на нанесенный временем и отсутствием ухода урон, парк по-прежнему
сохраняет свою ценность. Для предотвращения искажения планировочной структуры в
ходе восстановительных работ необходимо сохранять все пни до проведения
детальных обмеров и выполнения проекта восстановления утраченных частей парка. Молодые
деревца, привыкшие к местным условиям произрастания, будут при проведении
восстановительных работ идеальным посадочным материалом, а сохранившийся
подлесок будет препятствовать рудерализации растительности. До проведения
детального обследования и обмеров, на территорию комплекса желательно не
допускать технику в особенности тяжелую, во избежание утрат микроструктур.
На большей
части территории усадебного комплекса сохранилось значительное количество
старовозрастных ценных насаждений, хорошо прочитывается планировка.
В
соответствии с вышеизложенным можно утверждать, что усадебный комплекс вполне
подлежит восстановлению, однако необходимо выполнение работ по расчистке от
бурелома под наблюдением специалистов и проведение детальных обмеров для
выполнения проекта восстановления парка.
Экспертная и аналоговая реконструкция.
Данная попытка
описательной реконструкции усадебного комплекса не претендует на полноту и завершенность.
Для серьезной и тщательной реконструкции требуется более детальное исследование
усадьбы. Тем не менее, неплохая сохранность нюансов планировочных элементов
комплекса позволяют даже на стадии визуального обследования сделать ряд выводов
о первоначальном облике усадьбы. Привлекая известные аналоги, возможно
наполнить реконструируемое пространство цветовыми, планировочными,
декоративными и другими элементами характерными для эпохи модерна.
Судьбу усадебных
садов эпохи модерна не назовешь счастливой. Двадцатый век с его непредсказуемостью,
так вдохновлявшей художников, буквально смел с лица земли почти все образцы ландшафтной
архитектуры этого изысканного стиля. Но чем сложнее, тем интереснее возрождать утерянные
секреты былого. Серьезной причиной утраты садов-модерн является их
«эфемерность», легкость в планировке, отсутствие жестких форм и направляющих,
так характерных для садов предыдущих эпох – регулярных боскетов, аллей, террас.
По этой причине планировка этих садов начинала рассыпаться вскоре после
прекращения ухода за ними.
Как правило,
сады модерна небольшие по площади. Это обуславливалось как стилистическими и
декоративными возможностями направления, так и требованиями времени. В практике
было, что вместе с проектом дома, тот же архитектор предлагал и проект сада при
нем. Такой подход характерен и логичен для модерна, так как он подразумевал
взаимопроникновение экстерьера в интерьер и наоборот, и парк редко
рассматривался как нечто отдельное от дома.
По сути, сад в
стиле модерн - это участок, четко разделенный на зоны, в котором удобство и функциональность
всегда преподаны в контексте изящного планировочного решения. Характерно для сада-модерн
устройство подпорных стен, а также плотных живых изгородей, позволяющих четко разграничить
зоны и скрыть неэстетичные виды.
В этот период
появляются дачные городки очень похожие на современные дачные поселки. Вот при
этих поселках и появлялись десятки и сотни небольших модерновых садиков. Новые
крупные парковые ансамбли, к которым можно отнести и парк Э. Липгарта, в это
время были редкостью. Обычно в новой стилистике перестраивали старые усадебные
парки, что часто сказывалось на чистоте стиля. Или в новом стиле перестраивался
только отдельный фрагмент старого парка, как правило, ближайший к главному
дому.
Общая композиция комплекса.
Визуальный
анализ общей композиции комплекса позволяет сделать некоторые выводы об его
концепции. В силу того, что комплекс был заложен единовременно и не претерпел
серьезных позднейших перестроек, это позволяет активно привлекать аналоговую
информацию и методы экстраполяции.
В основу
планировочной композиции создатель парка положил популярные в модерне
символические схемы. В планировке можно отметить изящество рисунка, плавность
линий, а также свойственные для этих садов участки с регулярной планировкой.
Своеобразным стержнем композиции парка Э. Липгарта стала регулярная конструкция
из полосы подпрямоугольных боскетов вытянутых с севера на юг. Этот участок,
начинаясь в придомовом пространстве, уходит севернее в глубину сада. Это двухрядная
полоса состоящая из десяти боскетов, по пять в ряду, отделенных друг от друга
двухрядной же аллеей. Планировка каждого боскета имеет собственное
композиционное и художественное решение, но соединенные в один блок они
работают как цельный элемент общей композиции. Детально разобраться в структуре
и художественном решении каждого из них мы попробуем в разделе – Регулярная
часть парка, а сейчас хотелось бы остановиться на общих композиционных приемах.
В качестве
главного планировочного приема организации сада был использован принцип
плавного перетекания пространств, различных по эмоционально-психологическому
воздействию. Каждое из них создает свой уникальный микромир.
Любопытно, что
внешний абрис всего парка, по которому проходила периметральная дорожка
напоминает один из излюбленных в модерне графических приемов – «лепесток цветка». Некое повторение
формы внешнего абриса, а соответственно и декоративного приема, наблюдается и в
абрисе центральной боскетной композиции. Линии центральной и внешних аллей
имеют легкий изгиб, образуя так называемый – «малый лепесток».
Западная линия
боскетов несколько смещена относительно восточной линии. Этот прием позволяет,
во-первых, несколько смягчить общую регулярность композиции этого участка,
во-вторых, изогнуть линии поперечных аллей и, в-третьих, задать декоративные визуальные акценты для
каждой направляющей в парке. Таким образом, плавные линии дорожек, в
совокупности с декоративными элементами наполняющими боскеты (клумбы-цветы,
зеленые куртины-листья, декоративные вазоны-ягоды или почки и т.д.) в плане в
целом формируют очень популярный в искусстве модерна мотив – декоративной растительной плетенки.
Она как
олицетворение зарождения, развития и многообразия мира, гармонии всего сущего,
взаимосвязанного и взаимодействующего являлась одним из важных символов
семантической концепции модерна. Ближний к дому боскет таким образом является
основным во всей композиции этого участка и должен был нести наиболее серьезную
символическую и декоративную нагрузку. А придомовое пространство и тем более
сам дом, становились в этой связи ключевыми с точки зрения композиции всего
комплекса.
Участки парка
расположенные по периферии от центральной композиции имеют более свободную,
пейзажную планировку. Оконтуренное по внешней стороне периметральной дорожкой
это пространство рассекалось множеством поперечных дорожек имевших изогнутые
линии трасс. Изгибаясь, перетекая одна в другую, смыкаясь с периметральной
дорожкой они образовывали по всему периметру парка серию «малых лепестков» охватывающих почти весь комплекс.
При взгляде на
всю планировочную структуру парка в целом, все это затейливое сплетение
дорожек, боскетов, площадок и полян вдруг возникает самый главный символический
сюжет композиции - знаменитый стилизованный «цветок модерна».
И он читается
не только в общей композиции, но и в отдельных ее элементах. Как в ребусе или
рисованной загадке, обнаруживаются малые
цветы, составляющиеся как пазл из отдельных элементом планировки. Смыкаясь
и как бы вырастая друг из руга, смыкаясь стволами, они покрывали собой всю
поверхность парка.
Эмблематичность
в период модерна в рамках малого личного сада воплощалась в самых различных
вариантах. Архитекторы могли так составить рисунок дорожек, что он повторял
вензель хозяина, как, например, в саду имения графа Воронцова-Дашкова работы
Регеля. Такой рисунок можно было разглядеть и оценить только с высоты птичьего
полета. Казалось бы, зачем так стараться?.. Ведь знаменитый цветок модерна тоже
не «читается» ногами при пешей прогулке, тем не менее, этот подход считался
обязательным.
Парадный двор
Это, пожалуй,
самая утилитарная часть комплекса. Но и она не была лишена декоративного
садового оформления. А в общей композиции несла важную семантическую нагрузку.
Пространство
парадного двора с севера ограничивалось главным домом, с запада оградой и
въездными воротами, на юге группой служебных строений, в настоящее время
утраченных (судя по плану 1913 года, в непосредственной близости к главному
дому располагалась группа строений состоящая из каменного ледника, сарая для
топлива, конюшни, каретника, кучерской избы, коровника и избы для прислуги с
кухней), на востоке оградой сада и оградой площадки для игры в лаун-теннис.
Здесь, перед
парадным крыльцом главного дома была организована разворотная площадка-курдонер
для конных экипажей и уже появившихся в это время автомобилей. В центре
курдонера был устроен парадный цветник в виде большой круглой «выпуклой клумбы». Въехав во двор и
высадив пассажиров у парадного крыльца, кучер, обогнув клумбу, въезжал на
хозяйственный двор распрягал лошадь и ставил экипаж в каретник.
Выпуклая
клумба – очень популярная форма цветников в этот период. Как правило, они имели
несколько ярусов оформления и имели регулярный орнамент. Такой цветник хорошо
воспринимался как с поверхности земли, так и из окон дома. Приподнятая форма
предоставляла большую площадь декоративного покрытия, создавала эффект
пышности, объемности. Кроме того, такая форма цветника может выступать как
самодостаточный и репрезентативный объект садового дизайна и не требовать
дополнительных элементов оформления. В центре цветника, по всей видимости,
располагалась скульптура или цветочный вазон, что формировало еще один уровень
оформления и создавало центральную доминанту композиции двора. Располагаясь
посреди парадного двора, этот цветник
выступал в качестве его организующего центра.
На сколько
можно судить по некоторым сохранившимся структурам и насаждениям, с запада и
востока двор был обрамлен посадками древесных насаждений. И привлекая аналоги
можно предположить что периметр двора, кроме того, был оформлен цветочными
кустарниками и цветниками-рабатками одними из самых излюбленных цветников
модерна.
Растения,
цветы, цветочные орнаменты – без цвета и цветов трудно представить себе сад
модерна. Сочетание цветов в садах этого стиля самое разнообразное. Главное не в
преобладании того или иного тона, а в общем впечатлении изысканности и утонченности.
Яркие и неожиданные комбинации цветов могут сосуществовать в разных частях одного
сада, соседствуя с нежными розовато-лиловыми и белыми цветами.
Сюда же, на
парадный двор, в теплое время года, как бы расширяя пространство сада из
оранжерей, а их при усадьбе Липгарта было три, в кадках выносили экзотические
деревья (цитрусовые, пальмы, южные красивоцветущие растения) и украшали ими пространство
двора, выстраивая из них затейливые композиции. На клумбы высаживали
теплолюбивые кустарники и травянистые растения - рядовые обитатели тропических и
субтропических стран и необыкновенные для сурового климата средней полосы.
Именно тогда
хозяин мог еще более почувствовать себя исключительным, избранным, обернуться
вдруг философом и поразмышлять об утраченном Рае. Но с наступлением первых же
холодов «Рай» сворачивали как театральные декорации и отправляли вновь на
хранение в оранжереи и грунтовые сараи ожидать следующих благоприятных времен.
Придомовое пространство
В зону
придомового пространства кроме парадного двора, как правило, включались
участки, легко обозреваемые из окон или с террас дома, и, несмотря на то, что
находившиеся за его пределами, как бы являвшиеся частью его интерьера. Сюда
следует отнести композицию с фонтаном и ближайший к дому боскет регулярной
части парка. Некоторые соображения по боскету мы рассмотрим в следующем пункте,
а здесь остановимся на композиции с фонтаном.
Фонтан
располагается перед северным фасадом главного дома. И чаша фонтана, и
скульптурная композиция в его центре были выполнены из бетона. Как сколько
можно судить по руине скульптуры это была композиция «Девушка с уткой», один из
популярных романтических сюжетов этого периода. Фонтан хорошо воспринимался не
только с поверхности земли, но и со второго этажа дома, с застекленной террасы
непосредственно примыкавшей к участку, где видимо размещался зимний сад. Использование
в дизайне дома больших окон способствует объединению сада и дома. В период
модерна наблюдается тенденция экспансии интерьера в экстерьер - строительные и
отделочные материалы, ранее использовавшиеся только внутри дома, теперь
применяются для оформления патио, облицовки чаш бассейнов, да и сам подход к
дизайну сада становится более тщательным и продуманным. Оба фактора в
комбинации способствуют размыванию границ между домом и садом. А бассейн или
фонтан еще больше усугубляют эту неопределенность, поскольку являются
элементом, который может находиться как за пределами дома, так и внутри него.
Сверху водоем
даже более чем снизу воспринимался как зеркало отражавшее не только окружающие
его объекты, но и солнечные лучи, увеличивая санацию важную для теплолюбивых
растений и усиливая семантический образ места. Территория фонтана по периметру
была окружена живыми стенами из цветочных кустарников, в частности кустами
спиреи и розы морщинистой, а вокруг на площадке были установлены садовые диваны
для отдыха. Таким образом, был сформирован своеобразный «собственный садик» структурно и символически более тяготеющий к
дому, чем к парку.
Достаточно четкая
ориентация композиции по сторонам света позволяла композиции на протяжении
всего дня утопать в отраженном пламени небесного светила. В Древней Греции
зеркало – образ наполненного светом эфира, в котором божество видело свое
отражение. Божество, воплощенное в некоем образе, так же смотрелось в зеркало:
«И портик мраморный, водою окруженный // Удвоен зеркалом озерным отраженный», -
писал Ж. Делиль. Образ зеркала, которое было одним из мистериальных символов Диониса,
был связан и с изучением собственной души, ее совершенствованием. Участники
празднеств в честь бога вина и веселья Диониса увенчивались розами, так как
существовало поверье, что действие розы охлаждает жар вина и мешает пьяным
выбалтывать тайны. Вследствие этого роза стала также символом скрытности, а
пятилепестковые розы охотно нарезали для украшения исповедален. Таким образом,
утопавший в кустах роз «собственный садик» в парке становился исключительным местом
для уединенных размышлений, самосозерцания философа-любителя и для дружеских
пирушек.
Регулярная часть парка
На общей
структуре этой части парка мы уже останавливались в разделе «Общая композиция
комплекса». Попытаемся здесь рассмотреть особенности их художественного
решения. Условно можно обозначить западную линию боскетов как «декоративную», а
восточную как «рекреационную». Тем не менее, ни то ни другое не отрицают символического содержания их структур.
Западная линия
Ближайший к
дому боскет, первый в ряду западной линии, пожалуй наиболее нюансно
проработанный. Горизонтальная планировка этого боскета имела довольно жесткую
регулярность заданную бетонным бордюром с углами закрепленными бетонными же
малыми формами (возможно вазонами). В центре композиции располагалась выпуклая
клумба на вершине которой была установлена скульптура. Угловые участки
закреплялись рокальными цветниками. Вертикальное оформление боскета имело более
свободную форму. Оно было представлено в основном цветочными кустарниками и единично
деревьями экзотами.
Все
последующие боскеты в западной линии имели внешние бордюры из кустарников. А
разделяющие их дорожки по краям оформлялись в виде популярных тогда каменистых
цветников с соответствующим набором растений. Их углы закреплялись малыми
формами выполненными из бетона, а пространство заполнялось группами из насаждений
редких пород. Причем в каждом боскете породный состав насаждений изменялся –
например второй боскет был оформлен хвойными, затем березовый боскет, далее
лиственные породы смешанные с хвойными и т.д.
Восточная линия
Первый боскет
в этой линии посажен на композиционную ось проходящую через парадный фасад
главного дома и южную границу придомового боскета. Здесь, на прямоугольной
земляной тщательно выровненной террасе располагался парковый павильон, видимо
выполненный из дерева. Однако возможно, что опорные колонны павильона были
выполнены из более долговечного материала (скорее всего бетона). Он имел
прямоугольную форму. Судя по остаткам оснований, по углам терраса была закреплена
скульптурами. В прилегающей к этому боскету участку пейзажной части парка на
наиболее ответственных видовых лучах были посажены в солитерной посадке
экзотические древесные.
Следующий
боскет, отсеченный от первого не только дорожкой, но и достаточно плотными
посадками, занимал так называемый «зеленый кабинет». Он представлял собой
выровненную террасу восточная сторона которой имела округлую форму. Поверхность
«зеленого кабинета» была покрыта слоем бетона, фактически образовав пол. Пол
мог быть оформлен плиткой или расписан. Таким образом, в этом «кабинете» пол
был из выполнен из современного и модного тогда материала, а стены «живые»,
зеленые, весной покрытые цветами, а осенью расписанные красками угасающей
листвы. Здесь могли устанавливать легкую садовую мебель.
Третий боскет
имел оформление аналогичное боскетам западной линии. Он выступал своеобразным
зеленым буфером между вторым и четвертым боскетом в котором, среди свободно
посаженных деревьев и кустарников была устроена круглая деревянная беседка. Она
была довольно большой по площади – около 5 метров в диаметре.
Подходы к ней и периметр были оформлены группами из клена гиннала и цветочных
кустарников.
Зона отдыха (площадки спортивные)
Отдельно
следует рассказать о таких объектах занимавших особое положение в комплексе
усадьбы, как спортивные площадки. Нам известно как минимум две из них –
площадка для игры в лаун-теннис, ее же также использовали для игр в городки и
крикет, а так же кегельбан. Первая, расположена на территории парка вблизи
парадного двора и главного дома, она была выявлена в результате полевого
обследования. Вторая, располагалась в ряду служебных строений хозяйственного
двора и в настоящее время не входит в рассматриваемый участок. Ее удалось
выявить благодаря архивному плану завода Э. Липгарт и К-о 1913 года (ЦИАМ.
Ф.299. Оп.2. Д.842), здесь оно упоминается как – «Строение деревянное. Занято
кеглями». В начале XX
века «игра в кегли» одно из любимейших развлечений.
Однако
кегельбан оставим в стороне, так как он не вошел в рассматриваемую территорию и
остановимся на площадке для тенниса. Это довольно обширное открытое
пространство ранее окруженное невысокой деревянной оградой и цветочными
кустарниками высаженными «живой стеной». Вход на его территорию был оформлен
воротами в виде бетонных пилонов. Поверхность площадки была тщательно выровнена
и покрыта прекрасным спортивным газоном. Качество с которым эти работы были
выполнены подтверждается тем, что даже сегодня, по истечении многих лет
запущения, на этой территории с трудом пробивается сорная растительность, а
поверхность площадки по-прежнему остается ровной.
Пейзажная часть парка
Пейзажная
часть расположена по периметру всего комплекса и представляет собой серию
псевдосвободных рощь. Она была с определенной регулярностью рассечена поперечными
дорожками имитирующими свободную трассировку. Дорожки лишь фрагментарно
поддерживались древесными насаждениями и на наиболее ответственных участках и
на пересечениях фиксировались группами деревьев в букетных посадках или
цветочными кустарниками. В остальном насаждения были высажены в свободном
порядке, но на отдельных участках образовывали открытые пространства-поляны
фиксированные и акцентированные солитерными посадками деревьев обладающих
наиболее декоративными характеристиками.
Предложения по воссозданию и использованию.
Воссоздание комплекса усадьбы Э. Липгарта
можно рассматривать как социально-культурный, так и корпоративный и
репрезентативный проект. В силу исторически заложенной многоплановости и
многофункциональности комплекса, а так же достаточно обширной его территории,
оба эти направления могут быть включены в концепт использования объекта
безболезненно друг для друга, и напротив друг друга логично дополняя. Одним из
логичных и эффективных шагов по сохранению и возрождению этого памятника, мог
бы быть шаг по передаче его под опеку заинтересованного собственника, естественно
при заключении с ним соответствующего охранного и социально-хозяйственного договора.
Социально-культурная
сторона проекта - обеспечение
микрорайона Щурово качественной прогулочной зоной, усиливается еще и темой
сохранения объекта наследия, значимого как для города, так и области.
Воссозданная и благоустроенная усадьба Липгарта, должна стать для Щурова еще
одним культурно-историческим значимым центром, как например и храм Пресвятой
Троицы, построенный на средства, в том числе, Эмиля Липгарта.
В Коломне явно
ощущается нехватка рекреационных зон, благоустроенных садов и парков,
культурных центров. И в еще большей степени это касается микрорайона Щурово.
Усадьба Липгарта способна сочетать в себе все перечисленные функции. Ландшафтные
возможности этого парка не менее, а в некоторых аспектах и более перспективны,
чем в ряде других парков и лесопарков города. При необходимости, здесь может
быть развернута вся необходимая инфраструктура публичного парка, а близость к городской
инфраструктуре даст возможность более эффективного его обслуживания и охраны.
Парк усадьбы
обладает рядом преимуществ отсутствующих в других парках и лесопарках города –
1. участок на котором расположен парк усадьбы четко ограничен территориально и
может быть выделен в единый комплекс; 2. парк обладает уникальной исторической
планировкой, которая может быть воссоздана в процессе работ, что, безусловно,
поднимет статус этой территории; 3. находясь в непосредственной близости от
заводской инфраструктуры, парк может быть легко включен в нее; 4. усадьба
Липгарта как и парк при ней может быть запроектирован под представительский
парк или представительский центр администрацией города и использоваться для
приема почетных гостей, организации торжественных мероприятий и т.д., тем не
менее оставаясь и социальным объектом, так как территория его может быть
открыта для публичного посещения, например в будние дни и в светлое время суток
и содержать всю необходимую инфраструктуру публичного парка; 5. наиболее
репрезентативная часть парка, тем не менее, может иметь ограниченный доступ
публики во время торжественных приемов.
Учитывая в
некотором смысле эксклюзивность объекта – единовременное создание комплекса в
стилистике модерна и отсутствие позднейших стилистических напластований,
уникальную ситуацию в плане сохранности подлинных структур комплекса,
возможность детальной реставрации всех элементов ансамбля вплоть до нюансных
особенностей планировки и дизайна, усадебный комплекс при качественной
реконструкции вполне может выступать в качестве уникального музея садового
модерна. Сегодня в России, при всем многообразии восстановленных музеев-усадеб
и парков нет ни одного детально воссозданного парка модерна. Более того, не так
много можно назвать действующих парков модерна в Европе. Как правило, это
определяющие и ключевые объекты для культуры и искусства стран, в которых они
расположены – музей Арт-Нуво в Нанси (Франция), Парк Гуэль Антонио Гауди в
Барселоне (Испания) и т.д. Таким образом, воссозданный парк Липгарта вполне
может встать если не в один ряд, то, во всяком случае, в один круг со
знаменитыми парками модерна Европы, демонстрируя стилистические особенности
этого стиля в России.
Благодаря
реставрации и использованию усадебного комплекса в качестве общественно
доступного объекта, появляется возможность включения его в диапазон предложений
туристических компаний Коломны, Москвы и Московской области, ориентированных на
въездной и внутренний туризм. Таким образом, развивая потенциал внешнего
предложения усадебного комплекса, появляется возможность, хотя бы частичного,
снятия финансовой нагрузки на его содержание.
Репрезентативная направленность -
усадьба, будучи воспроизведенной в своем историческом облике становится
своеобразным музейным объектом, не только самоценным как памятник архитектуры и
садово-паркового искусства, но и рассказывающим об одной из важнейших сторон
истории города - его экономическом и промышленном развитии.
Пространство
парка, если судить по существующей мировой практике, успешно может быть
использовано для проведения культурных акций и выставок. Любопытная специфика
ставшая одной из ключевых при формировании усадебного комплекса - широкое
использование цемента и бетона, надо полагать коломенского производства, при
создании малых садовых форм и инфраструктуры, а также в оформлении
архитектурных объектов усадьбы, предоставляет возможность продолжить эту
замечательную традицию.
Объект легко
может быть приспособлен для использования в качестве представительского парка в
административном комплексе города с ограниченным по времени публичным
посещением. Для использования в этой функции парк уже имеет значительное
количество открытых пространств. Парадный эффект достигается обилием регулярных и иррегулярных цветников. С той же
целью и для лучшей организации пространства активно используются рядовые
посадки декоративных кустарников. Дорожно-тропиночная сеть, а так же мощеные
площадки позволяют рассредоточить большое количество посетителей, участников
торжеств, приемов, других мероприятий. Камерно-кабинетный характер практически
всех пространств парка позволит легко проводить представительские мероприятия.
Воссоздание усадебного комплекса
В свете
предложений по использованию комплекса усадьбы описанных выше, при проведении проектных
работ по воссозданию объекта следует предусмотреть реконструкцию и
приспособление сохранившихся памятников архитектуры, и воссоздание утраченных,
для обеспечения нормального функционирования музейного и представительского
центра и служб, обеспечивающих уход за комплексом.
В частности,
если главный усадебный дом, в силу особой архитектурной ценности и относительно
небольшой площади, может быть использован в основном в качестве дома приемов и
выставочно-экспозиционной деятельности, то воссозданные служебные строения
усадьбы – здание конюшни и каретника, кучерская изба и другие, могут быть
приспособлены для размещения служб, охраны и сопутствующих сервисов при
комплексе. Собственно, такой подход вполне соответствует первоначальному
варианту использования усадьбы.
Необходимо не только сохранить историческую планировку усадебного парка,
но и воссоздать утраченные элементы садового дизайна и благоустройства. В
частности очень важно тщательно проработать композиции, цветовое решение и
растительный видовой состав цветников, партеров, боскетов, «живых бордюров»
привлекая данные полевого исследования и аналогового материала. Отступление от
семантических принципов и концепций модерна при реконструкции парка нанесет
серьезный урон не только идее проекта, но и повлияет на формальную стоимость
объекта.Дмитрий Ойнас
Статья опубликована в сборнике "Коломенский посад"
Комментарии
Отправить комментарий