Сани, санки. Энциклопедия усадебной жизни.
Сани, санки - одно из древнейших технических изобретений известное уже в Древнем Египте. Используются они и сегодня, особенно активно в сельских местностях стран со снежными зимами, даже не смотря на изобретение колеса и развитие всевозможных иных средств передвижения. Более того, в России до конца XVII века торжественные выезды царей и патриархов даже летом были санными, так как езда на санях считалась более почетной, чем в экипаже. А состоятельные помещики в качестве демонстрации своей родовитости ездили на санях летом и в XVIII и в начале XIX века. Известен случай, когда помещик Львов, владевший усадьбой Алтун в Псковской губернии ездил летом в уездный город Новоржев и в Псков на санях запряженных то лошадьми, то верблюдами. Зимой же, в сани запрягалась вереница провинившихся, с точки зрения помещика, крестьян.
Зимой в России, сани были не только главным средством передвижения, но и развлечением в праздничные дни. На санях устраивали скачки на перегонки и праздничные катания. Сани украшенные резьбой и росписью, на тонких кованых полозьях стоили не малых денег и преподносились в качестве ценного подарка, например новобрачным. Так молодой чете Смольяниновых живших в усадьбе Тихая пристань Костромской губернии их родственник Козловский преподнес на свадьбу расписные сани купленные им в Городце. Младшие братья саней – санки, по конструкции, как правило, копировали своих старших братьев. Исключение, пожалуй, составляет группа санок предназначавшихся специально для гуляний и увеселений: коньковые санки, санки кресла, ледянки и др. В 1908 году, русским инженером А.С. Кузиным были изобретены первые аэросани.
Дмитрий Ойнас
Комментарии
Отправить комментарий