Усадьба С.П.Татищева Вичуга
Главный дом в усадьбе Татищевых Вичуга |
Вичуга впервые упоминается
в завещании великого князя Ивана Васильевича в 1504 году как волость; позже как
село Вичуга. Усадьба Вичуга расположена в центральной части поселка Старая
Вичуга Вичугского района Ивановской области, на правом берегу речки Вичужанки,
на обширной территории к востоку от дороги, соединяющей фабричный поселок Каменку
и город Вичугу. До революции эта территория входила в состав Кинешемского уезда
Костромской губернии.
Добавьте подпись |
Во второй половине XVIII века
Вичуга принадлежала графам братьям Павлу и Михаилу Татищевым. В конце века они
завещают ее своему племяннику Сергею Павловичу Татищеву, дворянину,
продолжателю древнего рода, восходящего к князьям Смоленским, офицеру
придворного гвардейского Измайловского полка.
Это произошло при Екатерине II, во времена золотого века
дворянства, когда оно, добившись привилегий в виде освобождения от обязательной
государственной службы, потянулось в свои имения, стало устраивать их для
постоянного жительства в соответствии со средствами и господствовавшими
вкусами.
Граф Сергей
Павлович Татищев родился в 1772 году. Служил сначала в Лейб-Гвардии, потом при
Высочайшем дворе, в 3 Департаменте Правительствующего Сената в обер-прокурорской
должности и имеет чин Действительного камергера и Всемилостивейше пожалованные
ордена: Св. Анны 2 класса с алмазами украшенный, Св. Владимира 3 степени и
Прусского красного орла 2 класса. За хорошую службу от Его Императорского
Величества позволено ему носить Гвардейский мундир. В молодых годах, в 1790 г. он участвует в войне
со Швецией и в войне с Турцией.
Сергей Павлович,
хотя и продолжал служить в столице, достигнув придворного чина действительного
камергера IV класса и обер-прокурора 3-го департамента
Правительствующего Сената, имел сильную склонность к сельской жизни и
потому вскоре приступил к созданию усадьбы. Он был женат на Софии Ивановне «из
роду дворян Юнг». Имел сына Павла, родился 16 ноября 1840 года и дочь Марию,
родилась 4 октября 1830 года.
Татищев был
довольно состоятельным человеком. Это видно из того, что к полученной по
наследству Вичуге, он вскоре прикупает в округе земли с деревнями, образуя
обширное владение. Только в Кинешемском уезде ему принадлежит 1175 душ мужского
пола.
Примером в
строительстве усадьбы ему служат подмосковные резиденции крупнейших вотчинников
России: Шереметевых, Юсуповых, Голицыных. Эти грандиозные архитектурные
комплексы в Архангельском, Кускове, Останкине с дворцами, зимними театрами,
обширными парками, в которых зеленая архитектура сочетается с гладью прудов, фонтанами,
скульптурой, сохраняют при помощи реставраторов до наших дней былое величие и
дают возможность понять и оценить такие памятники, как частично сохранившуюся
усадьбу Татищева в Старой Вичуге.
Центральной
постройкой усадьбы является обширный двухэтажный дворец, развернутый вдоль
проходящей не вдалеке дороги. И главный и парковый фасады дворца одинаково
парадны. В центре их приподнятые четырехколонные портики. В скошенных углах
здания выступают арки с балконами, поддерживаемые двумя парами колонн. Фасады
смотрят трехчастными окнами в ордерных наличниках. Углы оформлены рустом.
Перед главным
фасадом располагается парадный двор: обширная площадка-курдонер, на которой
встречали гостей. Потому центральная часть здания с портиком выступила вперед.
Противоположный фасад, напротив, тянулся в парк, туда отклонились боковые
выступы, увенчанные смотровыми башнями-бельведерами.
У самых стен
паркового фасада начинался партер – обширное ровное пространство, покрытое
газоном. В настоящее время на них устроен поселковый стадион. За партером течет
ручей, некогда довольно полноводный, а за ним – остатки парка.
Пейзажный парк, это,
безусловно, характерное произведение
садово-паркового искусства периода классицизма. Он свободно сочетает регулярные
и природно-ландшафтные элементы. Его особенность - оригинальный круглый пруд с
высоким насыпным островом, расположенный с небольшим смещением от центральной
планировочной оси усадьбы. Очертания его берегов созвучны скруглению естественных
линий ручья и реки. На его берегах, по воспоминаниям
современника, в начале XIX века стояли
обширные оранжереи, в которых росли диковинные американские растения. Здесь
выращивали цитрусовые, вишни, персики, ананасы и другие редкие виды. На
острове, некогда возвышался павильон-ротонда. Расположенные в парке прямые
аллеи, пересекающиеся под прямым углом и диагональные, и отдельные группы лип и
берез естественным образом переходят в большой лесопарк.
Усадьба
создавалась в соответствии с художественными вкусами своего времени. Дворец,
парк и въезд в усадьбу располагались на одной оси, проведенной параллельно
протекающей поблизости речке Вичужанке. Четкая схема комплекса при этом
вступала в противоречие с разнообразным рельефом местности и обступавшей
усадьбу нетронутой природой. Это столкновение рождало непередаваемую прелесть,
заслуженно ценившуюся современниками.
О том, что
начало усадьбе было положено С.П. Татищевым сразу после вступления во владение
Вичугой, косвенно говорит факт постройки в 1801 году на его средства Троицкой церкви на
площади села. Церковь сегодня, к сожалению утрачена.
Дворец в 1824
году называется современником «новым». Можно полагать, что он построен в начале
1820-х годов. В чертах его угадывается влияние школы знаменитого архитектора
М.Ф. Казакова. В эти годы Татищева в усадьбе посещает наследник Цесаревич,
будущий Император Николай I.
Безусловно, к его приезду во вновь отстроенном комплексе все было устроено во
вкусе того времени и с учетом вкусов Императора.
О тесной связи
владельца Вичуги с костромским краем говорит то, что он был избран дворянством
во время Отечественной войны 1812 года бригадным командиром костромского
ополчения, которым и командовал два года. Его подразделение отличилось в
военных действиях при взятии крепости Глогау.
Судя по всему,
Татищеву не были чужды прогрессивные взгляды некоторой части дворянства
послевоенной России. Это, в частности, выражалось в поощрении крестьян к
промышленной деятельности. С наиболее состоятельными из них он водил близкое
знакомство.
Дворец
Татищева главным фасадом обращен был к торговой площади села, и церковь,
стоявшая на площади, находилась на одной оси с усадьбой, составляя с ней архитектурно-планировочное
единство. При этом пространство сельской торговой площади сливалось с парадным
двором усадьбы, который во время крупных праздников отдавался в распоряжение
крестьян. Здесь устраивались качели, водили хороводы, пели песни.
После
Отечественной войны С.П. Татищев занимал высокий пост обер-прокурора
Правительствующего Сената. Но в 1817 году он ходатайствует о внесении его в
родословную книгу костромских дворян и по-видимому окончательно поселяется в
Вичуге. С 1818 по 1830 годы он избирается губернским предводителем дворянства.
По должности, губернский предводитель общался с губернским архитектором,
которым во времена Татищева был ученик М.Ф. Казакова – П.И. Фурсов, который,
можно предположить, и являлся автором проекта замечательного дворцового
сооружения в Старой Вичуге. Есть так же основание полагать, что к строительству
усадьбы приложил руку и итальянский архитектор Маричелли, активно работавший в
эти годы в этом регионе. Яков Яковлевич или в других документах Иван Иванович Маричелли
(Маригелли) к тому времени уже имел богатый опыт сотрудничества с мастерами
Татищева на строительстве домов и храмов в окрестных усадьбах и селах. Он использовал
Татищевских резчиков и каменщиков, плотников и маляров на подрядных работах.
Возможно, что автором проекта усадьбы был П.И. Фурсов, а вот практическим
исполнителем, надо полагать внесшим свои коррективы в проект, был Маричелли.
Из окон дворца,
в котором теперь располагается поселковый дом культуры, с возвышенности, на
которой некогда был разбит пышный парк, открываются просторные заречные дали.
Там, среди деревьев кладбища, виднеется небольшая церковь, посвященная
преподобному Сергию. Построена она в 1828 году на пожертвования местного
мануфактуриста, купца Кротова. Тот, кто совершит небольшую прогулку, чтобы
побывать у этого памятника, увидит сооружение, по архитектурно-художественным
достоинствам не уступающее татищевскому дворцу.
Четкий план
церкви в виде латинского креста, ясная композиция, в которой двухсветный
одноглавый храмовый объем уравновешивается ярусной колокольней, возвышающейся
над папертью, отсутствие какого либо декора на фасадах, единственным украшением
являются большие тройные окна точно найденных пропорций, - все говорит об
оригинальном понимании архитектуры. В этом сооружении художественный эффект достигается
не пышными портиками, не нагромождением лепнины на фасадах, а общей
выразительностью сооружения. Язык архитектуры прост. Но эта маленькая церквушка
не побоится сравнения с лучшими памятниками эпохи позднего классицизма.
В 1840 году,
после рождения сына Павла, супруга Сергея Павловича, видимо, сильно заболела и
Татищевы отправляются в Австрию для лечения, где, надо полагать, София Ивановна
и скончалась. Сергей Павлович возвращается в Вичугу и занимается хозяйством.
В то время
когда Татищев начинал устраивать свою великолепную усадьбу, когда вырастали
стены дворца, когда по окончании строительства, в парке устраивались
великолепные фейерверки, упоминаемые современником, на торговой площади Вичуги
бойко торговал холстами Петр Коновалов, крепостной крестьянин соседнего
помещика Хрущева. Сколотив благодаря торговле изрядный капитал, Коновалов
строит в родной деревне Бонячках фабрику, выкупается из крепостной зависимости
и записывается в купеческое сословие.
Таков
начальный этап пути многих будущих фабрикантов этого края. Процесс этот идет
параллельно упадку благосостояния Татищевых, усадьба которых в пятидесятых
годах XIX века
оказывается заложенной в опекунском совете. После смерти Сергея Павловича в
1858 году, усадьба переходит по наследству к его сыну Павлу Сергеевичу, но в
связи с его «малолетством» над ним было назначено опекунство его сестры Марии
Сергеевны в замужестве графине Эйхлер. И,
наконец, в 1870-х годах усадьба продается с торгов и переходит к одному из
новых вершителей судеб местного края к крупному фабриканту И.А. Миндовскому.
Эта эволюция
была характерна в целом для России. Безмятежные Обломовы, прекраснодушные
Маниловы уходят с исторической сцены, уступая место людям предприимчивым,
оборотистым, умеющим делать деньги. Наступала эра капитализма.
Иван Александрович
Миндовский, родился в 1836 году. Это был выходец из патриархальной
старообрядческой крестьянской семьи. В последствии видный представитель
московского делового мира, крупный текстильный фабрикант. Его дед, Иван
Иванович Миндовский (1781-1853), предприимчивый крепостной деревни Старая
Гольчиха Кинешемского уезда Костромской губернии – вотчины помещика Глушкова, в
1817 году основал в своей родной деревне первое сновально-красильно-отделочное
предприятие, положившее начало обширному и крепкому семейному делу.
Четверо его сыновей – Александр, Ефим, Федор и Галактион, впоследствии
разделившись, существенно развили его, создав уже небольшую сеть текстильных
производств.
Миндовские,
как и семьи Кокоревых, Разореновых, Коноваловых, развивших свои промышленные
империи, положили начало будущему городу Вичуга, объединившемуся из нескольких
промышленных сел и автоматически добавивших селу Вичуга приставку Старая.
Жена И.А.
Миндовского, Александра Ивановна, урожденная Кокорева, принадлежала к еще одной
известной и богатой купеческой фамилии, происходившей из Костромской
губернии. Ее отец – И.Г. Кокорев, потомственный почетный гражданин, был
директором-распорядителем Товарищества мануфактур Герасима Разоренова и Ивана
Кокорева в селе Тезине, Костромской губернии, членом правления Товарищества
Долматовской мануфактуры бумажных изделий, в которой директорствовал его зять.
Ираида Миндовская |
У Ивана
Александровича и Александры Ивановны родилось трое
сыновей – Николай, Иван и Петр, и две дочери – Ираида и Ольга. Они продолжили и
развили семейное дело превратив его в одно из крупнейших в России.
Усадьба в Вичуге
была далеко не единственным домом семьи Миндовских. Они владели усадьбами и
домами и в Костромской и Владимирской губерниях и в городе Москве. Иван
Александрович, в силу патриархального воспитания, не любил тратить деньги
попусту, но усадьба в Вичуге, видимо, имела для него особое значение,
олицетворяя богатство и могущество семьи подмявшей под себя имение одного из
крупнейших вотчинников губернии.
Современник
писал о нем: «Миндовский был скуп, как пушкинский рыцарь, и богат, как
Ротшильд, он имел несколько фабрик, массу домов, необозримые лесные просторы.
Однажды с ним случился забавный случай: он надумал строить богадельню, но
соорудил только здание – отделывать пожалел денег и заколотил в ней окна».
При Иване
Александровиче, видимо в самом начале XX века, в
усадьбе велись большие строительные работы. В 1910 г. боковые крылья главного
дома были надстроены вторым этажом и к ним сделаны пристройки. Тогда же вблизи
главного дома построены каменные двухэтажные жилые дома, а к усадебному корпусу
сделаны пристройки. Из них наиболее интересен служебный корпус. Это прямоугольное
в плане двухэтажное кирпичное здание имеет строгий классический облик. Его
объем, ориентированный параллельно объемам боковых флигелей главного дома, композиционно
взаимодействует с ними. Одновременно он увязан и с композицией из трех портиков
на дворовом фасаде главного здания, так как оба торцовых фасада служебного
корпуса также представлены как портики с рустованными пилястрами, завершенные
ступенчатым аттиком.
Интерес к
усадьбе у семьи Миндовских остыл после смерти в 1912 году Ивана Александровича и она была
оставлена без использования и постепенно пришла в запустение, но продать ее ни
кто из детей так и не решился до самой революции. Современник писал: «Несколько
лет назад, усадьба была покинутой, в ней были заколочены окна, падала
растрескавшаяся штукатурка. Много окрестных «толстосумов» посматривало на эту
усадьбу; хотя и при ней и не было «вишневого сада», но все-таки она могла бы
принести доход. Только хозяин ее, - купец Миндовский, не продавал, «Не могли
подступиться».
Дворец Татищевых в 1920-е гг. |
После
революции усадьба была реквизирована у Миндовских и в ней разместился так
называемый «Дом Свободы», а проще говоря дом культуры, каковой в нем по сей
день и находится. В 1921 году некий провинциальный корреспондент с фамилией или
псевдонимом – Одинокий, писал: «А теперь усадьбу не узнаешь. Небольшие оконца,
с вырезными узорами морозной резьбы, смотрят ласково и приветливо; вместо
«мерзости запустения» - приюта мышей и сов, - здесь оживленные голоса и шум.
Здесь «Дом Свободы». Маленькие комнатки отведены под библиотеку и читальню,
зрительный зал, с овальным балконом, - напоминает городской театр. И когда,
мимоходом, в праздничный день, заглянешь в «Дом Свободы», пройдешь по комнатам,
послушаешь перезвон топящейся печки, посмотришь на лица актеров, с горящими
глазами, на портреты, которыми украшены стены, а за окном увидишь парк, с
запорошенными дорожками, с перевитыми серебряным кружевом верхами лип, особенно
ясно чувствуешь, что то новое что принесла революция, что зреет все пышнее и
ярче, что на обломках старого, как вышивка на канве, воздвигается остов иной
лучшей жизни».
Ныне усадьба
опять запущена. Дом культуры не способен содержать ее в должном состоянии.
Опять грядет «мерзость запустения». Парк почти утрачен. Видимо снова надо ждать
или нового Миндовского или революционных перемен.
Дмитрий Ойнас
Комментарии
Отправить комментарий