Проект "Парк на один день". Усадьба Кривякино


Усадьба Кривякино. Воскресенский ренессанс - новая жизнь старого парка.

17 июня 2006 года в городе Воскресенске Московской области произошло событие взбудоражившее не только воскресенскую, но и московскую общественность. По мнению воскресенских старожилов ничего подобного в городе не происходило никогда, а эхо произошедшего еще долго будет откликаться в душах и умах горожан. Это был большой городской праздник «Парк на один день».
Праздник проходил в парке усадьбы Кривякино или «Красное сельцо» расположенном прямо в центре города и до настоящего времени использовавшемся в качестве зеленой городской зоны. Для довольно молодого города, выросшего в советские годы вокруг крупного химического предприятия, усадьба одно из немногочисленных достопримечательных мест повествующих о предшествующей истории этой земли. С тех пор, как покинули усадьбу ее последние владельцы, состояние ее далеко не улучшилось. Главный дом и домовая церковь застыли в стадии некогда начатой и далеко не законченной реставрации. Усадебный флигель, хотя и выглядит внешне опрятно, но отремонтирован далеко не реставраторами и потому утратил свой первоначальный облик.  За много лет использования парка в качестве городского, из него исчезли все усадебные парковые постройки: грот, павильоны, беседки, мостики и прочее. Зато появились и уже успели благополучно развалиться советские парковые аттракционы, сцена, чудаковато оформленный детский городок. Парк пришел в запустение и уже почти не использовался в общественной жизни города. Но значение этого памятника для самосознания жителей Воскресенска довольно высоко, и многие понимают это. Историю усадьбы уже не оторвать от истории города. Познание собственной истории, истории и культуры своего города, культуры своей страны во всем многообразии приводит к осознанию своей уникальности.
Ошибкой было бы относиться к культурному наследию как к изолированному от повседневного течения жизни островку старины. Культурное и социальное значение любого объекта принадлежит не прошлому, а настоящему, и подобное понимание мгновенно превращает наследие в материальный, действующий и полезный продукт.
Наше время требует особой, пристальной заботы о культурно-историческом наследии, помощи и поддержки современной отечественной культуры. Сохранение исторического наследия - процесс многосторонний: не уменьшается, а увеличивается число людей, организаций, государственных и негосударственных, принимающих деятельное, творческое участие в судьбе культурного достояния.
В 2005-2006 г.г. призером проводившихся благотворительным фондом «Института толерантности» и Благотворительным фондом В.Потанина грантовых конкурсов стал проект «Парк на один день» реализующийся в настоящее время на территории уникального усадебного комплекса «Кривякино»  подмосковного Воскресенска.
«Золотой век». Существующий усадебный комплекс возник в конце XVIII века в сельце Кривякино Коломенского уезда, там, где сейчас и находится г. Воскресенск. В настоящее время это практически единственное место в Подмосковье, где старинная усадьба расположена в самом центре города.
Главный дом выстроен в формах позднего барокко с элементами классицизма. Помимо художественно-исторической ценности, усадьба имеет и мемориальную ценность, так как связана с именем известного писателя-романиста И.И. Лажечникова, который провел здесь детские годы и впоследствии бывал не раз. Усадьба описана в его автобиографических романах. В свое время усадьба также принадлежала генералу губернатору г. Москвы А. Замятину.
Впервые сельцо Кривякино упоминается в Писцовой книге Коломенского уезда за 1577-78 гг.: «За Романом Степановичем Кустерским сельцо Кривякино». Род Кустерских  (в другом написании Кустериных) владел этим сельцом и в  XVII, и в XVIII веке. По документальным источникам известно, что, например, в 1678 году самым большим владением в Кривякине было владение Акима Прововича Кустерского («Акима Провова сына Кустерского»), от которого оно затем перешло к его сыну Афанасию Акимовичу.
В 1768 году, в период царствования Екатерины II, усадьбой владел уже генерал-майор Александр Гаврилович Замятин. Именно при А.Г. Замятине начал формироваться существующий усадебный комплекс. При нем ядро строений усадьбы переместилось на то место, которое занимает и ныне. Главный усадебный дом был воздвигнут вероятнее всего на рубеже 1770-1780-х годов, а если точнее, в период 1778-1780 г.г.
До сих пор не точных данных об авторе проекта каменного дома. Существуют как минимум две версии-гипотезы непременно кочующие из одного краеведческого материала в другой. Обе «запущены» с «легкой руки» профессора А.И. Некрасова, возглавлявшего в 20-е годы прошлого века Общество изучения русской усадьбы (ОИРУ), которое в 30-е годы было закрыто (точнее сказать, ликвидировано).
Так вот, комиссия ОИРУ во главе с профессором А.И. Некрасовым, посетив усадьбу (в то время не было еще ни города Воскресенска, ни Воскресенского района), опубликовала в сборнике «Материалы по истории русского искусства», (выпуск II, Искусство XVIII века (М., 1928) данные об авторстве Растрелли, которые стали впоследствии блуждать по всем материалам, справочникам и путеводителям: «По сочности и скульптурной пышности обработки Кривякинский дом можно связывать с «кругом» Растрелли». Хотя никаких документальных свидетельств этого предположения профессора Некрасова пока не найдено.
 Другая версия повествует о том, что строительство существующего ныне дома предпринято Лажечниковыми, а не Замятиным. Хотя известно, что коломенский купец Иван Ильич Лажечников приобрел для себя усадьбу (через подставное лицо) с уже готовым домом. Что-то, конечно, перестраивалось Лажечниковыми по своему вкусу, но в основном это касалось парка, оранжереи, прудов и других подсобных сооружений.
Упоминание этого «каменного хоромного дворового строения» и есть первое документированное сведение о существовании в усадьбе каменного дома. Можно с большой долей уверенности утверждать, что заказчиком строительства этого дома и был генерал-майор Александр Григорьевич Замятин, а время постройки дома – 1780-е годы.
   После Замятиных (т.е. после 1797 года) усадьбой владел коллежский асессор Николай Александрович Беклемишев, фамилия известная в Московской губернии. Из рода Беклемишевых была мать Дмитрия Пожарского – Мария Беклемишева (в монашестве – Евфросинья).
Из документов того времени сохранилось несколько «экономических примечаний» по этому владению, в одном из которых говорится: «Полсельцо Красное, что прежде было Кривякино… На левом берегу реки Москвы, а истока безымянного – правом  [безымянный  исток – это ручей в овраге, который в своем верховье, при строительстве усадьбы, был преобразован в каскад из трех внушительных прудов] ; дом господский каменный о двух этажах с деревянным строением и при нем иррегулярный плодовитый сад…».
Широко известно описание усадьбы Кривякино сделанное Ф. Ливановым, процитированная С. Венгеровым, которую теперь в свою очередь процитируем и мы, где она предстает в образе сказочного Эльдорадо. «Красное Сельцо было настоящим Эльдорадо того времени [т.е. начала XIX века]. Туда стекались дворяне уезда на приманку вкусных обедов с аршинными стерлядями, пойманными в собственных прудах, и двухфунтовыми грушами, только что сорванными в своих оранжереях. Всё это приправляли радушие, ум, любезность хозяина и красота хозяйки, истовой красавицы своего времени. Офицеры Екатеринославского кирасирского полка, стоявшего в окрестности, толпились каждый день у гостеприимного амфитриона. Трехэтажный дом и такой же флигель (ныне существующий флигель двухэтажный) не могли вместить на сон грядущий посетителей. Губернаторы, ездившие ревизовать губернию (номинальный владелец Кривякина Н.В. Обресков был губернатором Москвы), делали несколько вёрст крюку по проселочной дороге, чтобы откушать хлеба-соли у радушного помещика купца. Порядочный оркестр домашних музыкантов во время обедов услаждал слух гостей увертюрами из тогдашних опер».
В своём наполовину автобиографическом романе «Немного лет назад» И.И. Лажечников описывает это имение, не меняя даже его названия – Красное Сельцо. Своего же отца Ивана Ильича он выводит здесь под именем купца Патокина: «…владельцы Красного Сельца (Иван Ильич Лажечников, губернатор Обресков) жили в деревне не так, как многие помещики, приезжающие из столиц в свои имения, чтобы заключить себя в стенах дома и любоваться природой только с высоты своих балконов. (…) Случалось, что они располагали свой табор в овраге. Там вода родника, чистая как слеза, по мнению прихотливых любителей чая, еще более возвышала букет его».

3 февраля 1824 года «сельцо Кривякино, Красное тож» было продано «вдове, действительной статской советнице Надежде Ивановне Курманалеевой и наследникам ея». Вместе с сельцом проданы и проживавшие там «мужеска пола дворовые и крестьяне сто душ», а также «с находящимися в том сельце Кривякине господским и крестьянским всякого рода строением и усадьбою, со скотом рогатым и мелким, с лошадьми, и со птицы, и со всяким крестьянским имуществом и строением, господскими домами, садами, аранжереями, плодовитыми  и не  плодовитыми  деревьями, прудами и в них рыбами, с лесы сенными покосы, и со всеми угодьи в показанном сельце Кривякине и в отхожей пустоши в том же уезде состоящей и именуемой Кудриной».
При Н.И. Курманалеевой в усадьбе была построена домовая церковь во имя Грузинской иконы Божьей Матери, разрешения на постройку которой вдова добилась в 1829 году. Домовая церковь была приписана к церкви св. Иоанна Златоуста в селе Новлянском, что на противоположном от усадьбы берегу реки, и службу вёл священник этой же церкви.
Активная деятельность генеральши  Курманалеевой весьма преобразила внешний облик усадьбы, придав ей в значительной мере черты классицизма. Весьма вероятно, что именно при ней был построен террасный спуск с лестницей к Москве-реке, разбит пейзажный парк и окончательно сформировалась каскадная система из трёх прудов (всё это в той или иной мере сохранилось до сих пор).

После смерти Николая Ивановича Лажечникова, брата писателя, усадьбой некоторое время владела его вдова, а затем, в начале 70-х годов XIX века имение было распродано по частям. Часть усадебной земли приобрели богородские купцы (Богородск – ныне г. Ногинск) Сидор Мартынович Шибаев и Михаил Иванович Клеев. Часть из этой доли они в 1873 году продали графу Сергею Владимировичу Орлову-Давыдову, владевшему к тому времени соседним имением Смирновых Спасское (куплено у вдовы Н.М. Смирнова А.О. Смирновой в 1871 г.), причем сделка была зарегистрирована на имя жены графа Ольги Ивановны, урожденной княжны Барятинской. Другая часть имения перешла в руки к егорьевскому фабриканту Василию Алексеевичу Хлудову.
Известно, что к усадьбе Кривякино приценивался Петр Ильич Чайковский, желавший приобрести себе тихий уединенный загородный домик, где ничто бы не отвлекало его от творчества. Однако цена за усадьбу оказалась неприемлемой для композитора, и сделка не состоялась.
От графа С.В. Орлова-Давыдова усадьба Кривякино перешла во владение князьям Ливен, которые стали его последними владельцами, вплоть до 1918 года. Светлейшая княгиня Александра Петровна Ливен купила сначала часть земли, принадлежавшей Орлову-Давыдову, а затем и ту часть, что была за В.А. Хлудовым.
«Парк на один день» или возрождение старого парка? Проект «Парк на один день» был разработан для стимулирования интереса к историческому наследию Воскресенска, возрождения исторической памяти, создания на территории усадьбы «Кривякино» площадки для взаимодействия общественности, городских властей и бизнес-сектора. Проект подержали Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство культуры Московской области, Благотворительный фонд «Институт толерантности», Благотворительный фонд В.Потанина.
 Координатором проекта выступил Национальный фонд «Возрождение русской усадьбы». В настоящее время в нем принимают участие НП «Николо-Ленивецкие промыслы», ООО Ландшафтная мастерская «Русский сад», Российская международная академия туризма, труппа профессионального театра «Большое гнездо» (г. Дмитров) и др. Реализовывала проект дружная команда единомышленников: руководитель проекта Наталья Никитина, координатор Дмитрий Ойнас, PR-менеджер Наталья Попова, сценарист Светлана Белоус. Художником проекта является известный представитель российской школы ленд-арта Николай Полисский.
Структурно реализация проекта разделена на две части. Первая – это яркий, необычный, продолжавшийся целый день 17 июня праздник, рассчитанный на жителей города. Это, по сути, важная PR-составляющая проекта, заставляющая горожан по-новому взглянуть на привычное скучное и забытое место, привлекающая внимание властей, бизнеса и потенциальных инвесторов, которые, вместе с горожанами, смогут изменить судьбу памятника. Вторая, направленная на практическое участие бизнеса и власти в решении судьбы парка, рассчитана на более длительный период и включает в себя разработку и продвижение связанных с парком инвестиционных проектов.
Наверное, 17 июня 2006 года надолго запомнится жителям Воскресенска. Старый парк вернулся… Почти… Вся парковая архитектура, все эти «барские затеи», были воссозданы художником Николаем Полисским и его артелью крестьян-художников из села Никола-Ленивец. Детали этого «действа-спектакля» не были случайностью. Самый знаменитый из владельцев усадьбы Кривякино, И.И. Лажечников, неоднократно описывал «любимый уголок» в своих произведениях. Фрагменты этих описаний и легли в основу своеобразной художественной реконструкции усадебного парка: «паромец» через пруд, с усердным паромщиком, лодочки-ялики «к услугам гуляющих», грот с фонтаном, струи которого «падают серебристой скатертью и бьют вверх водяным букетом», «живой мостик, сцепленный из тоненьких дощечек», «табор» торгующих людей в овраге. Все эти живописные подробности творчески переработанные воплотились в виде необычных художественных инсталяций. Каждая из них, по замыслу устроителей, приобрела еще и ряд интерактивных особенностей – во «дворце» и «павильонах», например, можно было кататься на качелях, «паромец» был вовсе не декоративным элементом и вполне добросовестно выполнял свои функции, «телеги», «галереи» превратились в прекрасные лазалки-лабиринты для детей, в «зеленом театре» сменяя друг друга выступали музыкальные и театральные коллективы. И даже на площадке для пресс-конференции собравшаяся публика качалась на качелях и слушала вполне реальный «рояль в кустах».
Вообще гостей праздника ждало много неожиданного и необычного – раздничное шоу-фейерверк, собачьи бега, торговые балаганы украшенные флагами, пикник в пойме Москвы-реки, «морские баталии» на прудах устраиваемые клубом моделистов, фотовыставка, ретро-фотоателье, продавцы-коробейники торгующие пряниками и квасом и призывающие публику веселыми закличками, строгие дворники следящие за чистотой и порядком, веера у дам, воздушные шары-летуны у детей и многое другое.
Парковая архитектура оказалась сплетенной из прутьев и жердей, стала прозрачной, как мираж. Роль хозяев и гостей играли волонтеры и сами жители города, оказавшиеся, неожиданно для себя, актерами в масштабном, охватывающем весь центр города, представлении. Ландшафтные фантазии Николая Полисского – не буквальное воспроизведение, а, скорее, тень, образ старого парка. Они просуществовали чуть больше недели. Несколько дней – пока конструировались и собирались, приковывая внимание жителей города. Один день праздника. И два дня – на разборку…
Название проекта откровенно провокационно. «Парк на один день» или возрождение старого парка? Этот вопрос, на который у авторов проекта нет ответа, заготовленного заранее. Здесь многое зависит от позиции жителей Воскресенска. Парк-мираж Николая Полисского создал образ парка, которого уже нет, но который может быть… «Может быть»  - потому, что для жителей Воскресенска старый парк уже никогда не будет «просто сквером» в центре города. Потому, что «красивый господский дом», «выглядывающий в промежутке кущ», заинтересовал инвесторов, готовых создать здесь городской общественно-культурный центр. Наконец, потому, что праздник повторится. По предложению Главы района Ю.Ф. Слепцова, он, возможно, станет ежегодным.

ПРОГРАММА ПРАЗДНИКА «ПАРК НА ОДИН ДЕНЬ»

11.00
 «Вот уже с членами своего семейства во вновь устроенной усадьбе, называемой Красным сельцом, и недаром. Что за очаровательные места!..»
Торжественное открытие праздника духовым оркестром

11.00-14.00
 «…квадратные пруды в виде ящиков получили неправильные формы. Здесь красивые лодки и ялики к услугам гуляющих…»
Морские баталии (часть1). Площадка: Верхний пруд.

Театрально-музыкальное представление.  Площадка: Зеленая сцена.
11.00-19.00
 «…случалось, что располагали  табор в овраге. Там вода родника, чистая как слеза…»
Пикник в пойме Москвы-реки в сопровождении духового оркестра и народного хора

14.00-15.00
 «…в одном углу сада воздвигнуты великолепные оранжереи. Днем они кажутся воротами, которых арки образовали жилистые, мохнатые ветви деревьев, будто сплетшиеся через них гигантские руки…»
Круглый стол «Настоящее и будущее Усадьбы Кривякино»

15.00


Праздничное шоу-фейерверк
15.15-15.30
Розыгрыш призов.
15.30-18.30
 «…в глубоком овраге бушуют пенистые воды, а  вы направляетесь в красивом паромце, повинующемся движению детской руки…»
Морские баталии (часть 2). Площадка: Верхний пруд.

Театрально-музыкальное представление. Площадка: Зеленая сцена.
16.30-18.00
«…рассказывают тутошние жители, что псы, ожесточенные докучливой бессонницей, не дающей им покоя, залаяли родник, и с того времени он присмирел…»
Собачьи бега.

19.00
«…в глубокую полночь вся природа молчит и, кажется, творит благоговейную молитву пред престолом Бога….»
Закрытие праздника
А также в этот день:
исторические экскурсии, торговцы-коробейники, художники, музыканты, ретро фотография, фотовыставка, паромец, качели и много-много веселья и хорошего настроения!


Дмитрий Ойнас
Наталья Никитина

Комментарии

Популярные сообщения