Усадьба Гумнищи. К вопросу о реконструкции.
Рисунок Светланы Зыряновой по фотографии 1960-х годов. Усадьба Гумнищи. |
Константин Дмитриевич Бальмонт детские и юношеские годы провел в
усадьбе Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии.
Немаловажную роль в формировании Константина Дмитриевича как личности
сыграло место, в котором он родился и
вырос, о чем он неоднократно пишет и сам
в своих воспоминаниях: "моими
лучшими учителями в поэзии были - усадьба, сад, лес, ручьи,
болотные озерки, шелест листвы, бабочки, птицы и звери".
Значение К.Д. Балъмонта для
русской и мировой культуры необыкновенно велико и мемориализация мест, связанных с его личностью необходима для
наших современников и
потомков. Вопрос о мемориализации
усадьбы Гумнищи обсуждается давно, но
конкретных шагов в этом направлении сделано не было.
Для мемориализации и дальнейшего воссоздания усадьбы
необходимо реконструировать ее планировку. Своей задачей мы определили
установить облик усадьбы Гумнищи на время жизни в ней известного поэта, а так же выявить сохранившиеся в ней на
сегодняшний день мемориальные элементы.
Семья Бальмонтов за чаепитием в Гумнищах |
25 мая 1994 года нами было произведено натурное обследование бывшей
усадьбы, включающее в себя исследование растительности, микрорельефа, проведение почвенных прикопок и
зондажей, поиск материальных остатков
строений и их обследование, опрос местных
жителей, с составлением на основании всего этого топографического фиксационного
плана.
Усадьба расположена на пологоволнистом рельефе. Деревня и усадьба
окружены пашенными землями, к которым прилегают смешанно-мелколиственные леса.
Почвы в окрестностях среднесуглинистые слабоподзолистые.
План выполнен авторами |
Вплотную к деревне и
усадьбе, а так же частично вторгаясь на
их территорию расположились новые дачные участки. На сегодняшний день в деревне сохранилось пять жилых домов. От усадьбы, первоначально занимавшей площадь
2,2 га сохранилось 1,3 га (рис. 1 и 2).
Древесно-кустарниковая растительность
на территории усадьбы представлена следующими видами: липа
сердцелистная, клен остролистный, береза бородавчатая, сосна обыкновенная, слива домашняя, акация желтая, шиповник, ива
ломкая, спирея иволистная, смородина черная, малина обыкновенная.
Среди травянистых - культурных растений не обнаружено. Травянистая растительность типична для естественным образом сформировавшегося на
сегодняшний день биотопа широколиственного леса.
Сохранившийся усадебный парк
несет в себе следы планировки XVIII века. это прослеживается в регулярной
планировке так называемого "Старого" или "Большого"
сада. Квадратные боскеты, разделенные крестовой аллеей восходят как
планировочный элемент еще к концу XVII века, однако распространение и применение этого планировочного приема
продолжалось до начала XIX века, но возраст
деревьев и отсутствие
следов стрижки позволяет отнести создание этой части парка к концу XVIII
столетия. Для такого характера планировки наиболее типично
расположение дома по главной оси,
либо аллее парка. Таким образом
можно предположить, что флигель сохранял местоположение первоначального дома.
Тем более, что выходящая к нему аллея имеет с этой стороны раструб,
создающий иллюзию перспективы - прием, характерный для регулярной планировки
XVIII века. Из элементов, возможно
сохранившихся от раннего периода можно назвать так же дерновые скамьи в центре
пересечения аллей, а так же канаву, ограничивающую парк.
Реконструкция плана выполнена авторами |
Следующим, по времени, сохранившимся элементом в развитии усадьбы
можно назвать большой пруд, с обваловкой
и холмиком - "бельвю", на
котором возможно располагалась беседка,
а так же обсадка и беседка из акаций, выполненные в пейзажном стиле. По
всей видимости эти изменения в структуру парка были внесены
Константином Ивановичем Бальмонтом, вступившем во владение
усадьбой, женившись на Клавдии Ивановне
Болотниковой в 1833-34 годах.
Эти элементы достаточно типичны
для первой половины XIX века и отражают запаздывающее распространение
веяний романтизма. Именно эта часть парка и получила позже название"
Нового" парка. До нас не дошла
пейзажная планировка парка. Дмитрий
Константинович, вступив во владение усадьбой
вносит в ее планировку
изменения. Он строит новый дом. "Дом этот (который в настоящее время
снесен), выстроен Дмитрием Константиновичем, когда он был
еще совсем молодым, по плану доморощенного архитектора Нилыча". Судя по размерам кирпича, обнаруженного на
месте дома (240х125х70; 250х125х80) его можно датировать серединой XIX века.
Одним фасадом он выходил на большой пруд и на простирающиеся за ним поля, а
другим, "главным" в "новый" сад. Кроме того сносится обветшавший
родительский дом и на его месте строится флигель (размеры основной части 13х7
метров и две пристройки 4х4 и 4х3 метра), который датируется так же серединой
XIX века, по остаткам кирпича, обнаруженным на его месторасположении
(250х125х80). Кирпич того же размера позволяет датировать обновление дерновых
скамей в "старом" парке. Им
были укреплены боковые стенки скамьи.
После постройки "большого" дома около него разбивается цветочный и плодовый сад,
"посаженный большей частью
руками Веры Николаевны", матери поэта.
Со стороны пруда росла "особенная" сирень (венгерская), как
вспоминают старожилы деревни Гумнища. Со стороны восточного фасада росли
цветочные кустарники и "молоденькая,
но уже высокая ель... из материнского окна было видно и заветную
клумбу из маргариток, правильным кругом обрамлявшую пышный куст
жасмина". Северный фасад с террасой-балконом выходил в цветочный и
плодовитый сад. Перед балконом располагались кусты белой и лиловой сирени.
Исходя из аналогов
можно предположить, что
насаждения сирени образовывали четырехчастный цветник, с дорожкой
посредине. Далее от дома располагался
плодовитый сад, дорожки в котором, возможно,
были обсажены цветами и
декоративными кустарниками ("китайская рябинка" - возможно это
рябинник рябинолистный).
Насаждения, появившиеся после постройки "большого" дома
явились продолжением развития
пейзажной части парка. При этом
некоторые элементы изначального пейзажного парка сохранялись в виде отдельных
лип и групп берез.
Изменения были внесены и в регулярный парк. В боскетах Верой
Николаевной "...были посажены цветы и цветочные кустарники: жасмин, розы и
др." И по сей день в боскетах встречается одичавшая роза, а в юго-западном боскете имеются округлые
холмики - остатки выпуклых клумб. Видимо
на этом участке парка наиболее активно было проработано цветочное оформление,
так как
здесь наиболее окультуренная и богатая гумусом почва, на что
в числе прочего указывает сплошное, со строгими границами произрастание сныти.
Регулярный парк со стороны флигеля был ограничен забором и посадками
малины. Центральная аллея, выходившая на
него раструбом имела с одной стороны скамейку, врезанную между расходящимися
стволами одной липы, образовавшей своей
кроной беседку. В этот же период для
нужд хозяйства и сада на западной окраине усадьбы выкапывается небольшой хозяйственный
пруд.
Изменение центра усадьбы, связанное с постройкой нового дома не
изменило расположение хозяйственного двора.
В результате часть хоз.
построек и двор оказались окруженными садами.
По известным нам источникам в усадьбе имелись следующие
хозяйственные постройки: два
амбара, погреб, каретный сарай, конюшня, небольшая избушка и
крахмальный завод. В результате
проведенных полевых исследований было установлено местоположение погреба,
конюшни и каретного сарая. Конюшня и
каретный сарай представляли из себя бревенчатые постройки по кирпичным столбам (размеры построек 14 х 7 и
11 х 5 метров, размер кирпича 270х110х70-80;
220х110х70-80) и датируются концом XIX века. Анализ литературных источников
позволяет предположить расположение амбаров и небольшой избушки так, как это показано на рис. 1.
Крахмальный завод, который
"сгорел в 1892-1893 годах" видимо располагался в некотором отдалении
от усадьбы и деревни, так как производство крахмала связано с резким, неприятным запахом. Месторасположение его жители не помнят и нами
оно не было определено.
Таким образом на сегодняшний
день усадебных построек не сохранилось. Но местоположение флигеля, погреба,
каретного сарая и конюшни
установлено точно. С большой долей
уверенности можно определить место дома. Точное расположение других хозяйственных
построек могут дать дальнейшие, более глубокие натурные и
архивные исследования. Достаточно хорошо сохранившийся "старый" парк
позволил сделать его детальную проработку и определить
местонахождение дерновых
скамей, липовой и акациевой беседок,
цветника, березовой обсадки, границ парка. Расположенная в северо-западном
боскете порослевая ива ломкая, единственная в старом парке, позволяет предположить, что она является вегетативным потомком раскидистой ивы, под которой любил сиживать Константин
Дмитриевич Бальмонт.
От новой части парка осталось чрезвычайно мало. Наша реконструкция дает только общее
представление о "новом" парке, а более детальную проработку его
возможно дадут дальнейшие архивные исследования.
Дмитрий Ойнас, Анатолий Сорокин, Светлана Зырянова
1994 год
Дом Бальмонтов в Шуе |
Комментарии
Отправить комментарий