Вертоград
Вертумн и Помона |
ВЕРТОГРАД традиционное название сада в древней Руси.
Древнерусское наименование Райского сада. Но так как любой сад символически
ассоциировался с Райским садом, то и название «вертоград» распространялось на
все сады, а садовника, соответственно,
называли вертоградарем.
- «Посмотри в свой вертоград: в нем нарцисс уж распустился». А.
Майков.
- Видел я страны чуждые и красоты земель отдаленных; видел весну
цветнее, видел лето блистательнее, видел осень обильнее благословениями
полей и вертоградов, нежли в стране нашей; но нигде не видал я старцев
почтеннее, мужей величественнее, юношей любезнее и дев прекраснее, как в
земле Славеновой… В. Т. Нарежный, «Славенские вечера»,
1809 г.
- Катерина Дементьевна с юношеских лет посвятила свою особу возделыванию
вертограда добродетелей, к которым, как дама, оскорбленная судьбой, питала
чрезмерную склонность. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Губернские очерки»,
1857 г.
- «На этом месте Иисус Христос, по воскресении своем, явился Марии
Магдалине в виде Ветроградаря. (Россия в мемуарах. Н. Н. Шипов. История
моей жизни и моих странствий.
Вертумн |
Во многих словарях приводится определение этимологии слова «Вертоград»,
как заимствованного из старославянского, и являющегося калькой готского слова
aurtigards – «сад, огород»; где - врьтъ соответствует готскому aurti, gards –
славянскому градъ (см. огород). Это определение в корне неверно и более того
уводит нас от понимания символики и глубинного смысла данного понятия.
И если вторая половина слова – «град», вполне понятна и
является синонимом слову «город» (от слова
«городить», отсюда – «огород») - в древней Руси так называлось место окруженное
оградой. Исторически термин происходит от наличия вокруг поселения ограды -
вала или стены. То вот первая половина слова – «верто», посвящена древнеиталийскому
богу времён года и их различных даров, богу изменения плодов до их созревания -
Вертумну. В римской мифологии Вертумн бог всяких перемен во временах года,
течении рек, настроениях людей, стадиях созревания плодов. Жена его была
Помона, богиня плодов и плодовых деревьев. Его имя происходило от латинского
слова «verto» - поворачиваться, поэтому Вертумна стали называть богом всяческих
превращении. Этот бог посылал на землю цветение весны, летнюю жатву и осеннее
изобилие плодов.
Вертумн и Помона |
Таким образом «Вертоград», это град бога Вертумна, место его
обитания, цветущий и изобильный сад в котором постоянно происходят различные
изменения и превращения. Это место опекаемое переменчивым Вертумном и
изобильной Помоной.
Вертумн изображался в разных видах, но преимущественно в
виде садовника с садовым ножом и плодами. Ему ежегодно приносились жертвы 13
августа (вертумналии - празднество в честь Вертумна и его прекрасной жены).
Позднейшая римская мифология сделала из него этрусского бога; но, как
показывает этимология этого имени, Вертумн был настоящим латинским и в то же
время общеиталийским богом, родственным Церере и Помоне, богиням хлебных
растений и фруктов.
Икона «Вертоград заключенный» -
икона Богородицы работы иконописца Оружейной палаты Никиты Павловца, написанная
в 1670-х годах. Образ Богородицы «Вертоград заключенный» основан на популярной
в западноевропейском искусстве иконографии hortus conclusus.
Hortus conclusus (закрытый сад) - латинское выражение,
восходящее к цитате из библейской Песни Песней (глава 4, стихи 12-15) «Запертый
сад - сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник:
рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с
нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и
алой со всякими лучшими ароматами».
Hortus conclusus |
В изобразительном искусстве иконографический тип hortus
conclusus представляет собой изображение Девы с младенцем в прекрасном саду,
огороженном высоким забором, подчас в окружении святых жён и ангелов. В этих,
как правило, небольших картинах радости жизни соединяются с глубоким
символическим содержанием.
Эта икона символизирует собой сад Небесного Иерусалима.
Вертоградами
иногда называли еще и небольшие плодовые садики создававшиеся в усадьбах, как правило,
недалеко от главного дома. Эти садики так же называли «личный рай», так как,
как правило, они не имели утилитарного хозяйственного значения, а употреблялись
для отдыха, и несли символическую нагрузку, заставляя владельца задумываться о
Рае утраченном.
Комментарии
Отправить комментарий