Аббат Жак Делиль



Аббат Жак Делиль (Jacques Delille) интересная и неординарная личность. Он оказал серьезное, если не сказать решающее, влияние на философию, теорию и практику европейской садовой культуры, на восприятие и понимание пейзажа.
Жак Делиль родился 22 июня 1738 года в городе Клермон-Ферран (Овернь). Жак был незаконнорожденным ребёнком; отцовство признал адвокат парламента Клермон-Феррана Антуан Монтанье. Жак Делиль - французский поэт и переводчик, получил филологическое образование, был учителем, священником и потом профессором латинской словесности в «College de France»; а с 1774 г. - академиком.
В 1769 г.он  издал свой первый капитальный труд - перевод Георгик Вергилия французскими стихами, вызвавший восторженные похвалы Вольтера и доставивший Делилю кресло во французской академии, блестящее положение в обществе и при дворе, сделал его любимцем Марии Антуанетты и графа Артуа, давшего ему аббатство с доходом в 30 000 франков.
Из собственных произведений славу ему принесло произведение «Les jardins» (Сады), написанное в 1782 г. В предисловии к этой поэме он впервые анализирует чувствительность как художественную категорию, характерную для сентиментализма. Важная особенность в поэзии Делиля - постоянный интерес к природе и творческому отношению человека к ней. Современники Делиля упрекали его за то, что в «Les jardins» английскому садоводству и английской природе отдается предпочтение перед французскими, и обвиняли автора в недостатке патриотизма.
Во время Великой французской революции Делиль уехал в Англию, где оставался до 1802 года. Вернувшись в Париж, он вновь занял место профессора и пользовался до самой смерти прежним вниманием и почитанием. По возвращении, Делиль написал еще «La pitiй» (1803), «L'Imagination» (1806), «Trois rиgnes de la nature» - трактат о физике в стихах, «La Conversation», a также переводы Энеиды, «Потерянного Рая» Мильтона и «Essay on man» Попа.
Его сочинение «Les jardins» (Сады) по сути - настольная книга в стихах, пособие для желающих создать свой сад, для садовников, ландшафтных архитекторов. В ней он представил гармоничный сад, способы его создания и увековечил садовые традиции многих стран. Поэма, написанная во время формирования паркостроения как науки и формализации ландшафтных стилей, стала одним из направляющих векторов развития. В России она оказалась настолько популярной и так естественно легла на отечественную философию и практику садовой культуры, восприятия ландшафта, что и тогда, и сейчас она исключительно актуальна и востребована.
Делиль. - истинный мастер пейзажа, представитель дидактически-описательного жанра, имевшего громадный успех в эпоху развития пейзажного искусства вообще и в садах в частности. Его советы, облеченные в яркую, образную форму, современно звучат и сегодня:
 
Мне иноземные красоты ни к чему.
Из собственных цветов совьем венок ему;
И как закатный луч окрашивает тучи,
Мы здесь найдем набор оттенков наилучший.
«... Искусство тонкое, что опишу я вам
Восходит к прошлому, к далеким временам
С тех пор, как человек пахать обрел уменье
Украсить дом и двор он ощутил стремленье
И стал вокруг себя сажать для красоты
По вкусу своему деревья и цветы...»

 «Прелестные поля, что нам ласкают взгляд,
Раздумий требуют скорее, чем затрат.
Чтоб не нарушить чар естественной природы
потребны ум и вкус, а вовсе не расходы...!»
Ведь каждый сад - пейзаж, и он неповторим.
Он скромен иль богат - равно любуюсь им.
Художниками быть пристало садоводам!
Луга, уступами сбегающие к водам,
Оттенки зелени, все в солнечном свету,
Где тени облаков, меняясь на лету, ...
Скользят, одушевив ковер живой и яркий,
Обнявшихся дерев причудливые арки,
Округлые холмы и резвые ручьи -
Вот кисти с красками и вот холсты твои!
Природы матерьял в твоем распоряженье, -
Твори же из него свое произведенье!

Поэма «Сады» субъективно была ориентирована на традицию просветительской литературы и объективно обнаруживает проблески нового художественного видения мира. «Сады» можно назвать стихотворным учебником по преобразованию ландшафта.

«...Но действуй не спеша и, прежде чем дерзнуть
Лопатой грубою земли поранить грудь
Вглядись в нее любя, и лишь найдя изъяны,
Берись их исправлять, как лекарь лечит раны.
Во всем, всегда, везде природе подражай!..»
Случалось ли тебе порой увидеть край,
В котором было все - такое совершенство,
Что ты почувствовал и трепет, и блаженство?
Навеки в памяти его запечатлей.
Как улучшать поля - узнаешь у полей!

«...Но вот что надо знать любому садоводу:
Есть два лишь способа преображать природу:
Один рассчитанностью линий покорять,
Другой - нежданными картинами пленять.
Но - надо выбирать: они несовместимы...

Названный при жизни «царем поэтов», Делиль в XIX в. был забыт, и только Сент-Бёв вновь возбудил интерес к нему. Под влиянием Делиля находился Г.Р.Державин: «Жизнь Званская» русского поэта отчасти навеяна «Сельским жителем» Делиля. Вообще в России в начале XIX века Делиль был одним из самых читаемых поэтов. О нем упоминает, правда довольно иронически, и Пушкин.
Скончался Жак Делиль 2 мая 1813 года. Похороны его носили характер национального траура.

Комментарии

Популярные сообщения