Кносский дворец. В гостях у царя Миноса.
Дмитрий Ойнас
Еще в школьном возрасте я зачитывался историями из
греческой мифологии. Хорошо помню ощущения от прочтения мифа о Лабиринте
Минотавра. В виде мрачного и ужасного сооружения представлялся мне этот
лабиринт и даже снился во снах. Тогда я даже представить себе не мог, что по прошествии
многих лет я смогу попасть в это, так впечатлившее меня в детстве место.
Позже, чтобы узнать больше о лабиринте, я уже читал более
серьезную литературу, изучал культуру минойцев. Но подсознательно тот детский мрачный
образ так и оставался закрепившимся за дворцом Миноса.
И вот наконец я смог приехать в Кнос и познакомиться со
своим детским мифом воочию. Реальность как всегда оказалась совершенно иной.
Величественные развалины освещенные палящим солнцем и окруженные рощами из
кипарисов и оливковых деревьев совершенно развеяли прежние впечатления. Но это
были очень сильные чувства и одни из самых сильных впечатлений полученных мной
на Крите.
Царевич Тесей решил спасти афинян от страшного
жертвоприношения и уничтожить Минотавра. Он заменил собой одного из молодых
людей, отправлявшихся на Крит. Дочь царя Миноса Ариадна дала храброму Тесею
клубок ниток, когда он отправился в лабиринт искать чудовище. Убив его, Тесей
смог выбраться из лабиринта, найдя путь по той нитке, которую он размотал из
заветного клубка.
Дворец и в самом деле огромен, планировка его
невероятно запутанна, а на стенах часто встречается знак лабиринта -
лаброс. Видимо, именно поэтому возникла такая гипотеза.
Это самый большой из дворцов, построенных минойцами:
его площадь составляет 130х180 метров, он включает в себя более тысячи комнат и
залов различного назначения. По сути своей это была не просто резиденция царя и
высших сановником, а административный и экономический центр, вокруг которого
раскинулся город Кносс.
В середине дворца довольно обширный двор. Вокруг него,
на первый взгляд, совершенно беспорядочно разбросаны, прилеплены, втиснуты
разнообразные помещения: залы, лестницы, галереи, колоннады, переходы. Стены
многих помещений изящно декорированы: фрески изображают юношей, занимающихся
спортом, девушек, прыгающих через быка.
Все фигуры на фресках изображены очень искусно, с
большим количеством деталей. Изображения эти складываются в удивительно
приятный глазу ритм.
Помещения также отличаются изысканным вкусом: никаких
излишеств - лишь то, что подчинено гармонии. Широкая лестница ведет в
царские покои. Здесь всё строго и лаконично: чередуются черные и красные
колонны, расширяющиеся к верху, образуют световую шахту. Но не всё так просто,
как кажется: колонны служат еще и для направления воздушного потока нужной
температуры, который поступает с внешней колоннады.
Церемониальной являлась западная часть дворца. Три
каменных колодца служили ритуальным целям, в тронном зале, где могли
разместиться до шестнадцати человек, пришедших на аудиенцию, стоит перед входом
большая порфировая чаша.
Выделяют два периода существования дворца. Первый
относится к 2000-1700 годам до н. э., называется он «раннедворцовым»,
тогда был возведен дворец, который был разрушен землетрясением в 1700 году до
н. э. После этого на месте руин минойцы построили новый дворец, именно
этим шедевром минойской архитектуры «позднедворцового» периода можно
полюбоваться и сейчас. Вообще, на пике расцвета своей цивилизации, в 1700-1450
гг. до н. э., минойцы достигли высокого
мастерства в архитектуре, живописи, инженерных технологиях, чему ярким
свидетельством является Кносский дворец.
2013 г.
Комментарии
Отправить комментарий