Кносский дворец. В гостях у царя Миноса.



Дмитрий Ойнас

Еще в школьном возрасте я зачитывался историями из греческой мифологии. Хорошо помню ощущения от прочтения мифа о Лабиринте Минотавра. В виде мрачного и ужасного сооружения представлялся мне этот лабиринт и даже снился во снах. Тогда я даже представить себе не мог, что по прошествии многих лет я смогу попасть в это, так впечатлившее меня в детстве место.
Позже, чтобы узнать больше о лабиринте, я уже читал более серьезную литературу, изучал культуру минойцев. Но подсознательно тот детский мрачный образ так и оставался закрепившимся за дворцом Миноса.
И вот наконец я смог приехать в Кнос и познакомиться со своим детским мифом воочию. Реальность как всегда оказалась совершенно иной. Величественные развалины освещенные палящим солнцем и окруженные рощами из кипарисов и оливковых деревьев совершенно развеяли прежние впечатления. Но это были очень сильные чувства и одни из самых сильных впечатлений полученных мной на Крите.
Кносский дворец, раскопанный и частично реконструированный в 1900-е годы английским археологом Артуром Эвансом, считают тем самым лабиринтом, в котором обитало страшное существо с телом человека и головой быка, которое пожирало людей и наводило страх на окружающее население. Его настоящее имя было Астерий. Он родился от Пасифаи, жены Миноса. Считается что его отцом был бык, вышедший из моря, а по другой версии - сам Посейдон. Минос спрятал сына в подземном лабиринте, сооруженном Дедалом. Лабиринт был настолько сложным, что ни один вошедший туда человек не смог бы найти выход. Миф гласит, что Минос подозревая афинского царя Эгея в убийстве одного из своих сыновей, решил отомстить ему и попросил Юпитера наслать на Афины чуму. Жители Афин обратились за советом к оракулу, который сказал им, что эпидемия прекратится только в том случае, если они будут каждый год посылать на Крит на съедение Минотавру семь юношей и семь девушек.
Царевич Тесей решил спасти афинян от страшного жертвоприношения и уничтожить Минотавра. Он заменил собой одного из молодых людей, отправлявшихся на Крит. Дочь царя Миноса Ариадна дала храброму Тесею клубок ниток, когда он отправился в лабиринт искать чудовище. Убив его, Тесей смог выбраться из лабиринта, найдя путь по той нитке, которую он размотал из заветного клубка.
Дворец и в самом деле огромен, планировка его невероятно запутанна, а на стенах часто встречается знак лабиринта - лаброс. Видимо, именно поэтому возникла такая гипотеза.
Это самый большой из дворцов, построенных минойцами: его площадь составляет 130х180 метров, он включает в себя более тысячи комнат и залов различного назначения. По сути своей это была не просто резиденция царя и высших сановником, а административный и экономический центр, вокруг которого раскинулся город Кносс.
В середине дворца довольно обширный двор. Вокруг него, на первый взгляд, совершенно беспорядочно разбросаны, прилеплены, втиснуты разнообразные помещения: залы, лестницы, галереи, колоннады, переходы. Стены многих помещений изящно декорированы: фрески изображают юношей, занимающихся спортом, девушек, прыгающих через быка.
Все фигуры на фресках изображены очень искусно, с большим количеством деталей. Изображения эти складываются в удивительно приятный глазу ритм.
Помещения также отличаются изысканным вкусом: никаких излишеств - лишь то, что подчинено гармонии. Широкая лестница ведет в царские покои. Здесь всё строго и лаконично: чередуются черные и красные колонны, расширяющиеся к верху, образуют световую шахту. Но не всё так просто, как кажется: колонны служат еще и для направления воздушного потока нужной температуры, который поступает с внешней колоннады.
Церемониальной являлась западная часть дворца. Три каменных колодца служили ритуальным целям, в тронном зале, где могли разместиться до шестнадцати человек, пришедших на аудиенцию, стоит перед входом большая порфировая чаша.
Выделяют два периода существования дворца. Первый относится к 2000-1700 годам до н. э., называется он «раннедворцовым», тогда был возведен дворец, который был разрушен землетрясением в 1700 году до н. э. После этого на месте руин минойцы построили новый дворец, именно этим шедевром минойской архитектуры «позднедворцового» периода можно полюбоваться и сейчас. Вообще, на пике расцвета своей цивилизации, в 1700-1450 гг.  до н. э., минойцы достигли высокого мастерства в архитектуре, живописи, инженерных технологиях, чему ярким свидетельством является Кносский дворец.

2013 г.

Комментарии

Популярные сообщения