Традиции чаепития в Коломне
Фото спектакля "Коломенское чаепитие" поставленного по материалам исследований. Август 2013 |
Данные материалы
собраны в рамках садовой экспедиционной программы «В поисках садовой
цивилизации» организуемой Некоммерческим партнерством «Город-Музей» (Коломна). Руководитель программы Дмитрий Ойнас, e-mail: ojdmitrij@yandex.ru
Целью
исследований является популяризация и возрождение старинного коломенского
промысла – сбор, заготовка и выращивание лекарственных, кухонных и душистых
трав на продажу и для приготовления травных чаев - «Коломенские травные чаи», а
также традиций их использования и потребления.
Коломенские
травные чаи, которые готовились из местных собранных и выращенных трав. Травы в
Коломне собирали издревле по долинам рек Коломенки, Репинки, на Бобреневом
заливном лугу, на Девичьем поле, в ближайших к городу лугах и лесах для
лечебных и кулинарных нужд. А вот торговое выращивание стало практиковаться
лишь в XVIII-XIX веках. Сегодня
нам известно около 80 трав, традиционно использовавшихся в местном обиходе и
чуть больше десятка исторических составов и рецептов травных чаев среди
которых: «От хвори» «От весенней хандры», «Повитушный», «Молодильный», «Для молодости», «От всех бед», «Для настроения», Ромашковый чай с яблоком, Мятный чай с яблоком, «От
нервов», «Для сладких снов» «Сонный», «Для
детишек» или «Детский», «Посадский», Ромашковый чай, Мятный
чай, Чай из чабреца, «От
усталости» и другие. В рамках наших
программ постепенно возрождаются традиции коломенского чаепития и замечательный
промысел, сохраняется часть садового наследия города.
Особенности
коломенской традиции чаепития в XIX -
первой половине XX века
Если на чай были приглашены гости, то перед тем как сесть
за стол читали молитву или пели песню. Какие песни пели перед чаем, пока
выяснить не удалось, но надо полагать, что речь идет о Духовных стихах. В
советские годы пели разные советские песни.
На край стола или рядом с ним, на тумбочку или маленький
столик, ставили самовар. Кто имел несколько самоваров разной величины, то для
чая с гостями выбирался самый большой. Не только для того, чтобы всем хватило,
для «раздольного питья» (цитата – т.е. без ограничения), но и для того, чтобы
продемонстрировать гостеприимство, щедрость. Готовность задержать гостя
подольше. На случай если не хватит «первого» самовара («первой» - цитата.
Основной самовар, который первым ставился на стол. Ударение на последний слог),
готовили самовар «менной» (запасной самовар. Ударение на последний слог).
При семейном или личном чаепитии, самовар выбирался «по
способности» (цитата), т.е. такого объема, какой мог осилить пьющий.
При встрече гостей, на пороге, первый раз кланялись в пояс
и говорили «Мы ждем и чай ждет». Кланялись по очереди. Гости также кланялись в
пояс и отвечали «Спасибо, поспешаем». Перед столом, приглашая к столу,
кланялись в полупоклон и говорили: «Просим угоститься», «Просим потчеваться».
Гости садились молча.
Кроме самовара выставлялось несколько чайников. При
потреблении обычного чая использовали или пару чайников «двойчатка» или три
чайника «тройчатка». Кроме «заварного» чайника был чайник «доливной», в него
наливали кипяток из самовара и подливали кипяток в чашку не из самовара, а непосредственно
из этого чайника. Он, как правило, был самый большой. Третий чайник, «допарной»
(не уверен в правильности ударения, видимо на последний слог, но встречался еще
вариант произношения «допарный») предназначался также для заваривания. Так как
было принято заварку использовать не один раз, то повторно завариваемый чай
находился в третьем чайнике и допревал на самоваре или под грелкой (шитые из
ткани, войлока колпаки на чайники; использовали в качестве грелки даже валенки).
«Заварной» чайник ставили «млеть» на «доливной».
При чаепитии с травными чаями (в Коломне традиционно
говорили именно «травными», а не «травяными» чаями), на стол выставлялось сразу
несколько чайников с заваренными
травными смесями, чтобы можно было разнообразить процесс чаепития.
Травные чаи делились на «однотравные» - состоящие из одного
вида травы, в которые впрочем делали разные добавки (пряности, молоко, мед,
спиртное) и «сложные» - состоящие из нескольких трав, т.е. смесей.
На стол ставили в обязательном порядке пироги и другую
выпечку. Причем количество и разнообразие выпечки демонстрировало
гостеприимство и щедрость хозяев. Если в гости на чай пришли родственники, то
вопреки бытовавшей здесь поговорке «к теще с калачом не ходят», принято было
приносить сладкий пирог (с яблоками, ягодами).
Кроме того, на столе должны были присутствовать варенья,
мед, молоко или сливки, различные приправы и добавки, как то: клюква или
брусника моченая, гвоздика, корица, даже перец горошком. Ставили блюдце с
цельными и резанными яблоками. Сахар ставили уже в кусках, но в таких, чтобы
можно было еще колоть в процессе чаепития, для чего клали сахарные щипцы. Если
имелась «сахарная голова», то ее тоже выставляли на столик к самовару или в
комнате на буфете, но это скорее для «антуражу» и для «куражу».
Когда на стол подавали травный чай «Для настроения»,
то на стол ставили букетик цветущих колокольчиков, и принято было добавлять
цветы колокольчика, срывая их прямо с букета, так как они якобы усиливают
эффект чая «для настроения». Цветки колокольчика на зимнее время принято было
заготавливать. Особым искусством было высушить колокольчик так, чтобы он почти
не потерял своей формы.
Если
на стол подавался чай «От всех бед», то
к нему подавали на стол листья липы, которые можно было в этот чай
добавлять. Считалось, что это будет способствовать развитию «сердечных чувств»
у пьющего. При добавлении липового листа, смесь получала название «Для
сердечных дел» или чувств». Липовый лист добавляли, в основном в свежем виде,
непосредственно при заваривании. Считалось, что так как лист липы по форме
напоминает сердце, то добавляя его в напиток ты способствуешь активизации
сердечных чувств у пьющего.
Если на стол подавался чай «От нервов», то к нему на стол подавали
веточку полыни, так как некоторым нравился этот вариант чая «с горчинкой».
Кроме того, считалось, что полынь усиливает эффект этого чая успокаивать нервы.
Особенно этот напиток был показан тем, кто страдал «нервической болезнью»
(видимо находился в стрессе).
Было разделение на мужскую и женскую посуду. Из чашек пили
в основном женщины. Мужчины пили чай из стаканов в подстаканниках. Фарфор был
дорог. Не каждая семья могла себе позволить иметь целые сервизы фарфоровой
чайной посуды. На рынке часто продавали чашки по отдельности, не в сервизах.
Когда у состоятельных людей разбивалась часть сервиза, они оставшиеся чашки
пускали в продажу, «из экономии» (цитата), которые покупались людьми победнее.
Пить чай «из розной» (цитата) посуды в компании было неприлично, поэтому, в
таких случаях, чашки использовались только женщинами, а мужчины пили из
стаканов, которые были относительно дешевы. Только в богатых купеческих семьях
использовались полные чайные сервизы и тогда из чашек пили все.
Чай в Коломне также было принято пить с добавлением
спиртного (водка, плодовое вино («для кислинки»), мадера), особенно в зимнее
время, или со спиртным «в захлебку» …..
Если человек хотел закончить чаепитие, то вежливым
считалось просить хозяйку налить «поясную», т.е. чашку перед поклоном,
прощанием.
При прощании, хозяева говорили (сколько бы человек ни выпил
чая) – «Без чая отпускаем, не посрамите» (вариант – «не обессудьте»). Гости
отвечали – «Благодарствуйте, чая боле не просим».
Во время свадебной церемонии, молодоженам в утро перед
венчанием давали пить чай из мяты, а вечером, перед тем как отправить почивать,
давали чай из ромашки или липы.
Коломенские купцы пили чай «До ключей» (цитата). Это
значит, что от обильно потребленного напитка, подвешенная на поясном ремне связка ключей
принимала горизонтальное положение. Готовясь к длительному чайному застолью,
готовили сменную рубаху. И было правилом хорошего тона при перемене самовара,
менять и промокшую от пота рубаху.
Дмитрий Ойнас. 2013
Комментарии
Отправить комментарий