Усадьба Воронино. Возвращение в семью



Главный дом усадьбы. 2018 г. Фото -Вадим Разумов

В конце января 2004 года Сергей и Елена Леонтьевы сидя в офисе своей фирмы «Мармореал» размышляли над тем, в какой цвет красить их новый цех по обработке натурального камня. Строительство цеха подходило к концу и вопрос покраски становился все более актуальным. В это время менеджер по продажам листала журнал «Новая деревня», в котором фирма размещала рекламу своих услуг, и обратила внимание на фотографию дома второй этаж которого был покрашен синей краской. «Вот в такой же цвет и надо красить цех» сказала она, прочитав заголовок статьи, «в который был покрашен главный дом усадьбы Леонтьевых Воронино. Так Леонтьевы узнали о том, что родовая усадьба, некогда принадлежавшая их роду в Ярославской губернии, сохранилась.

Затем произошла встреча с автором статьи которая переросла в дружбу и сотрудничество.


Сергей Александрович, Лиза, Оксана и Людмила Александровна Леонтьевы в Воронино. Фото Дмитрия Ойнаса

Людмила, Сергей и Елена Леонтьевы. Фото Дмитрия Ойнаса

Вскоре выяснилось, что усадьба, в которой до 2001 года располагался детский оздоровительный лагерь, выставлена на торги и может быть продана с аукциона в течение ближайшего полугода. Решимость вернуть некогда принадлежавшее семье имение, и таким образом восстановить историческую справедливость, крепла у Сергея и Елены с каждым днем. Тем более что, в этом их поддержали и ближайшие родственники – отец Сергея Александр Леонидович и сестра Людмила и конечно дочери Оксана и Лиза. И, наконец, в конце весны 2005 года Леонтьевы приобрели усадьбу Воронино в собственность. У усадьбы появился реальный шанс получить новую жизнь, уже в качестве историко-культурного и туристического центра.


Лиза и Александр Леонидович Леонтьевы у
семейных портретов в Ростовском музее.
Фото Дмитрия Ойнаса
На протяжении всего советского периода в семье Леонтьевых бережно сохранялись многочисленные реликвии, доставшиеся от предков. Что само по себе уже удивительно. В условиях гонений, преследований за принадлежность к враждебному классу или сочувствие ему исчезла масса семейных архивов в России. Их выбрасывали, жгли в печах, стараясь всячески обезопасить себя и своих близких от репрессий со стороны властей.  Семейный архив Леонтьевых и по сей день богат многочисленными документами, связанными с историей рода и усадьбы Воронино, фотографиями, сделанными прадедом Сергея Леонтьева Сергеем Михайловичем Леонтьевым - титулярным советником, председателем Ростовской Уездной Земской Управы и страстным поклонником фотографии. Сергей Михайлович в пылу увлечения фотографией старался запечатлеть все мало-мальски значимые события не только в жизни семьи, но и в жизни Ростовского уезда. Благодаря его усилиям можно составить своеобразную запечатленную историю усадьбы Воронино на протяжении как минимум двух-трех десятилетий конца
XIX - начала XX веков. Здесь есть все, и семейные праздники и труды по хозяйству и виды разных уголков усадьбы и любимого им парка, комнаты дома и узоры цветников на партере и даже портреты коров заботливо содержавшихся на воронинской ферме. Особый альбом фотографий, запечатлевших усадьбу после страшного урагана, прошедшего через город Ростов и усадьбу Воронино в 1904 году и нанесший колоссальный ущерб хозяйству. Как это ни печально, фотографии этого альбома навевают сравнения с видами Воронино пятнадцатилетней давности - заброшенного и разваливающегося. Но уже через несколько лет после урагана Сергеем Михайловичем Леонтьевым усадьба была приведена в порядок, более того она стала одним из самых передовых и образцовых хозяйств в губернии. Вот и теперь, как и сто лет назад, хозяин усадьбы вновь Сергей Леонтьев, который безусловно чтит историю своих предков и уже любит свое Воронино.

Род дворян Леонтьевых происходит от выехавшего из Большой Орды мурзы, именем Батур, на службу к великому князю Феодору Ольговичу Рязанскому, и на Руси крещенному под именем Мефодий. Сын этого Мефодия, Глеб Батурич, находился при великом князе Иване Федоровиче Рязанском боярином. У Глеба Батурича были правнуки Петр и Леонтий; от первого пошли Петровы-Соловово, а от второго – Леонтьевы. «Потомки сего рода – Леонтьевы Российскому престолу служили дворянския службы в знатных чинах и жалованы были от государей поместьями».

Воронино, старинное село и усадьба, расположенные на высоком моренном холме, в окружении лесов и полей, некогда представлявшие из себя одно из богатейших и эффективнейших хозяйств ростовской земли. Почти три столетия им владели представители одного рода, давшего стране многих видных администраторов и полководцев, некоторые из которых нашли упокоение здесь, на родовом кладбище под сенью старых лип и яблонь

С середины XVII и до начала ХХ века эти земли принадлежали старинному дворянскому роду Леонтьевых. Первый известный владелец имения – Гаврила Леонтьев, видный государственный деятель XVII века. В 1628-1634 годы он был дьяком Патриаршего двора, одним из составителей Соборного уложения 1649 года. Как дьяк Посольского приказа он в 1650 году участвовал в переговорах с Речью Посполитой в Варшаве. В 1652 году он утонул в бурную погоду в Белом море во время плавания на Соловки, за мощами святителя Филиппа (Колычева) для перенесения их в Москву. В этой поездке сопровождая, вместе с другими «государевыми людьми», будущего патриарха Никона, он ведал «государевой казной».

Воронино. Фрагмент плана местности вокруг города Ростова от села Красного до Ярославля
с планом солеварниц у речки Ишни. РГАДА

Фрагмент плана местности вокруг
города Ростова от села Красного до
Ярославля с планом солеварниц у речки
Ишни. РГАДА

Как выглядела и из чего состояла усадьба в это время, и было ли Воронино в это время усадьбой, пока данных не обнаружено. Однако, судя по «Плану местности вокруг города Ростова…», датируемого предположительно 1680-ми годами, господский дом в Воронино похоже уже имеется. В это время Воронино числится за стольниками Борисом и Ионой Гавриловичами Леонтьевыми. К тому же, в 1705 году, когда Воронино уже владел сын Бориса Гавриловича – стольник Петр Борисович, оно однозначно упоминается в документах как сельцо, а значит имеет господский дом.

Известно также, что в первой половине XVIII века в Воронине уже была деревянная церковь Сергия Радонежского.

Изразец XVII века. Обнаружен в засыпке подвала главного дома. Фото Дмитрия Ойнаса

Изразец XVIII века.
Фото Дмитрия Ойнаса
По результатам проводимых исследований в усадьбе в 2008-2010 годах, можно предполагать, что на месте ныне существующего главного дома, на рубеже XVII-XVIII веков, располагалось строение (по всей видимости так же усадебный дом). Об этом стало возможным судить по обнаруженным кирпичным останцам стен и оснований этого строения сложенных из кирпича размером 75(80)x150(155,160)x300(305,310). Эти параметры кирпича тяготеют ко второй половине XVII века, но могли быть также использованы и в первой половине XVIII века. Кроме того, на участках, подвергавшихся вскапыванию при огородных работах, в хозяйственных ямах и в результате специально проводимой шурфовки территории усадьбы, было получено множество остатков предметов материальной культуры XVI-XVIII веков (керамика, обломки металлических предметов и др). Но, пожалуй, самой интересной находкой следует считать довольно серьезное собрание изразцов XVII-XVIII века от восьми печей, обнаруженных при освобождении подвала главного дома от поздней земельной засыпки. Надо отметить, что в засыпке подвала были обнаружены изразцы и XIX века, но они, в отличие от изразцов более раннего времени, располагались в верхнем слое засыпки.

Изразец XVIII века. Фото Дмитрия Ойнаса

Кирпичные останцы стен и
оснований главного дома усадьбы разных
периодов. Фото Дмитрия Ойнаса

Распределение обнаруженных кирпичных останцев этого периода (фундаментных лент, оснований печей), а также распространение групп изразцов, расположившихся по типам, видимо в местах утраченных печей, позволяет сделать вывод, что первоначальный дом имел параметры почти аналогичные центральному объему ныне существующего главного дома усадьбы, имел кирпичное основание, видимо цокольный этаж и второй деревянный этаж.


Какие были служебные и хозяйственные строения при усадьбе в этот период, пока выяснить не удалось. Но мы знаем, что в Воронине в это время была деревянная церковь Сергия Радонежского. Судя по данным полевого обследования комплекса и с учетом данных плана генерального межевания усадьбы
1772 года церковь располагалась по оси главного дома на восточном краю комплекса. И хотя в экономических примечаниях 1779 году упоминается не Сергиевская, а Троицкая деревянная церковь, тем не менее, мы склонны отнести их местоположение именно в это место. По какой причине и когда произошло переосвящение храма документальных сведений найти не удалось. Но можно предположить, что в структуру Сергиевской церкви был просто добавлен еще один престол «во имя Живоначальныя Троицы».

Вывод о расположении церкви именно в этом месте подтверждается еще и тем, что рядом с ним вплоть до 1920-30 годов, на специально выделенном, обвалованном участке располагалось семейное кладбище Леонтьевых.

У Гаврилы Леонтьева было трое сыновей – Иван, Борис, Иона (Иов). После них наследником усадьбы стал сын Бориса – Петр, служивший стольником. Известно, что в 1698 году, он уже владел Воронино. Надо полагать, что серьезных изменений в этот период в своем облике усадьба не претерпела. Во всяком случае, никаких данных указывающих на это обнаружено не было.

Очередной этап развития комплекса приходится на 60-е годы XVIII столетия, когда усадьбой владел сын Петра Борисовича Иван Петрович Леонтьев. Родился он в 1710 году, а уже 1726-м вступил в службу. Участвовал в Семилетней войне, в которой отличился, за что ему, в 1759 году было присвоено звание генерал-майора. Затем, был назначен находиться при полках, расквартированных в Брянске и Почепе. Оттуда переведен в Санкт-Петербург в качестве члена Военной коллегии. Где в 1763 году повышен в звании до генерал-поручика. В 1767 году назначен «главным командиром» Новороссийской губернии с центром в Кременчуге. В том же году вышел в отставку и поселился с семьей в Воронино. Ярославское дворянство, в знак уважения к нему, избрало его первым губернским предводителем дворянства. Должность эту он исполнял с 1778 по 1780 год. Вторым браком, он был женат на Александре Ивановне, урожденной Толстой. От этого брака родилось семеро детей: 2 дочери и 5 сыновей - Алексей, Фёдор, Борис, Сергей, Михаил.


Церковь Толгской иконы Божьей Матери.
Фото 1903 г. Из архива семьи Леонтьевых
При Иване Петровиче начинает складываться усадебный комплекс, состоящий из двух церквей, господского дома, сада, оранжереи, хозяйственных сооружений. В эти годы Иван Петрович строит каменную церковь Толгской иконы Пресвятой Богородицы. Строительство продолжалось более восьми лет и завершилось в 1768 году созданием каменной теплой одноглавой церкви.



При Иване Петровиче возводится главный дом, который в своих объемах воспроизводит дом-предшественник, но надо полагать, имеет иное архитектурное убранство. Тезис о том, что новый дом имел те же габариты что и предшествующий, подтверждается данными исследований цокольного этажа существующего дома. Над слоем большемерного кирпича предположительно конца XVII – начала XVIII века, был прослежен слой кирпича середины-второй половины XVIII столетия, габариты которого 80х120(125)х265(270, 280). Мощность этого слоя относительно не велика, от 1 до 5-6 рядов кладки. Но следы этого слоя прослежены в разных частях существующего объема здания.

Условный план дома этого периода можно видеть на Плане генерального межевания земель Воронино 1772 года. Здесь можно видеть, что дом имеет цельный объем, боковые пристройки-крылья отсутствуют. Со стороны восточного, дворового фасада, сделано две пристройки-входы. А со стороны западного, паркового фасада, сделана обширная терраса, видимо в уровень верхнего этажа. Терраса выходила в регулярный парк, высаженный на склоне холма и спускающийся к большому, нижнему пруду, существующему и ныне.

План генерального межевания дает нам возможность представить планировку усадьбы сложившуюся в этот период. Со стороны восточного, дворового фасада главного дома располагались два флигеля. Они фланкировали парадный двор – курдонер. Полевые исследования этого участка позволяют предположить, что флигели представляли собой прямоугольные, одноэтажные рубленные строения, опиравшиеся на фундамент из кирпичных столбов-стульев. Обилие в грунте угля, зольных отложений, прокаленной почвы и др. на участке северного флигеля, позволяет предположить, что он был утрачен в связи с пожаром. На участке южного флигеля, таких отложений обнаружено не было, а значит он просуществовал несколько дольше и был разобран за ветхостью.

Мощение дорожки курдонера. Разведочный шурф.
Фото Дмитрия Ойнаса
Курдонер представлял собой кольцевую мощеную кирпичным щебнем дорожку соединявшую между собой парадное крыльцо главного дома и крыльца флигелей. В центре курдонера, надо полагать, располагался цветник. Во всяком случае, при шурфовке этого места были обнаружены характерные остатки металлической бордюрной ленты, предназначенной для ограничения краев структур цветников. На возраст находки указывает как катастрофически плохая сохранность металла, материал изготовления – «черное» железо, а также уровень залегания ленты. Во время исследования покрытия дорожки курдонера удалось выявить два периода ее формирования. Первый относится ко второй половине XVIII – началу XIX века, второй тяготеет к середине-второй половине XIX века. Обнаруженные остатки бордюрной ленты располагались в слое первого уровня.

Далее за курдонером, видимо, был разбит сад, с противоположной стороны которого, по оси главного дома находилась деревянная Троицкая церковь с кладбищем при ней.

Со стороны южного, бокового фасада главного дома располагалась каменная Толгского Чудотворного образа Пресвятой Богородицы церковь.

Оранжерейный (Верхний) пруд. В дальней его
части источник питающий каскад. 2018 г.
Фото -Вадим Разумов
Юго-восточнее дома имелись два пруда созданных на основе неглубокого, но протяженного оврага, сформированного небольшим ручьем. Ручей двигаясь дальше по склону на запад питал еще один пруд. Этот Большой или Нижний пруд существует и поныне. Площадь водного зеркала этого пруда составляет 1 га. Для удержания такой массы воды пришлось создать дамбу внушительных размеров. Она окружает пруд с юга и отчасти с запада, а с севера и востока воду удерживают склоны холма, на котором расположена усадьба. Кроме воды, поступающей в этот пруд по оврагу сверху, в его ложе существует два собственных родника. К тому же, подпитка этого пруда происходила еще из одного источника, берущего свое начало вблизи главного дома, у его северо-западного угла. Небольшой родник проточил себе русло в сторону оврага, на основе которого была создана система прудов. Впоследствии, этот родник способствовал созданию еще двух прудов каскада.

Фиксационный-опорный план усадьбы Воронино на разные этапы развития.
2010 г. Исполнитель Дмитрий Ойнас


Между Большим прудом и главным домом, на пологом склоне воронинского холма, был разбит регулярный парк, представлявший собой систему из четырех боскетов, окруженных периметральной аллеей. Южнее двух верхних прудов располагалось каре хозяйственного двора.

Фундаменты кухни 2-й пол. XIX и флигеля XVIII века. Разведочный шурф. Фото Дмитрия Ойнаса


Штат персонала на крыльце
кухонного флигеля. Фото 1906 г.
Из архива семьи Леонтьевых
Полевые исследования позволяют отнести ко второй половине XVIII века еще Две постройки, которые не указаны на плане генерального межевания. Первая, это небольшой флигель располагавшийся чуть севернее главного дома. Он был выявлен при вскрытии фундаментов кухонного флигеля, относящегося к более позднему периоду развития комплекса, к рубежу XIX-XX веков. Были обнаружены фрагменты фундаментных лент сложенных из кирпича 80х120(125)х270(280), по размерам совпадающего с кирпичом использованным при строительстве главного дома в середине-второй половине XVIII столетия. Видимо это было деревянное строение, опиравшееся на кирпичный фундамент. Судя по отсутствию следов пожара в грунте, флигель был разобран по ветхости, и строительство на этом месте не возобновлялось до рубежа XIX-XX веков. Вторая постройка, так же флигель, располагалась с южного торца главного дома. Кирпичная фундаментная лента этой постройки была обнаружена прямо под небольшим слоем дерна. Размеры использованного кирпича составляют 270(280)х130(135)х65(75). Эти габариты тяготеют к последней трети XVIII века.

Обмеры фундаментов южного флигеля XVIII века. Фото Дмитрия Ойнаса

Севернее главного дома и регулярного парка указан еще один участок тяготеющий к усадьбе. Возможно, что на нем располагался плодовый сад. То, что этот участок был реально вовлечен в некий усадебный функционал, и это были не просто пашни, говорит тот факт, что во время создания нового пейзажного парка, эта часть в него не вошла. А перенесенный на северо-западную окраину усадьбы хозяйственный блок расположился по противоположной парку границе этого участка. Не случайным в этой связи является и то, что в начале XX века именно в эту сторону получили развитие новые парковые структуры.

Северная и восточная границы усадебной территории были обозначены выстроившимися порядками крестьянской застройки.

Некоторое представление о том как выглядела усадьба во второй половине XVIII века, дают нам экономические примечания Петровского уезда 1779 года - «Село на сухо­доле, в нем церкви: первая – деревянная во имя Жи­воначальныя Троицы, вторая каменная Рождества Богородицы, и дом господской деревянный на ка­менном фундаменте, вновь выделенная церковная земля ручья безъимянного на правой стороне селцо починки на суходоле в нем господской скотной двор …». Фундаментом здесь, надо полагать, именуют каменный цокольный этаж дома от которого до сегодняшнего дня сохранилось сводчатое помещение в структуре первого каменного этажа существующего дома.

Сводчатое помещение дома XVIII века. Фото Дмитрия Ойнаса


Сводчатое помещение дома XVIII века.
Фото Дмитрия Ойнаса
Это помещение не совпадает со структурами первого этажа в высотных отметках. Это несовпадение вынудило владельцев при очередной перестройке дома сделать это помещение изолированным от остальных частей дома, а вход в него организовать снаружи, со стороны западного фасада. Любопытно, что кирпич, из которого в основном сейчас выполнены своды, более позднего периода. Но, при вскрытии пола и оснований стен в этих помещениях прослежен большемерный кирпич предыдущих периодов. Более свежий кирпич сводов объясняется, по всей видимости, неоднократно производимым капитальным ремонтом помещения, использовавшегося в качестве холодного склада или ледника и подвергавшегося сильному температурно-влажностному воздействию.

Вход в сводчатое помещение дома XVIII века. Фото Дмитрия Ойнаса

В целом, усадьба в этот период, представляла собой достаточно типичный барочный ансамбль, с классическим набором элементов: с покое-образным парадным двором, с регулярным парком крестово-боскетной планировки, обширным каре хозяйственного двора, с системой из двух прямоугольных прудов, отделяющей парадную часть от хозяйственной, большой пруд, созданный в низине за парком, под воронинским холмом, посредством возведения земляной дамбы перегородившей овраг и часть низины при нем.

Вивьен де Шатобрен, Иосиф Евстафий.
Портрет бригадира Михаила Ивановича
Леонтьнва (1755 - 1833). 1828.
ГМЗРК «Ростовский кремль»
Иван Петрович скончался в 1783 году, в чине генерал-поручика и был похоронен на семейном кладбище в усадьбе. После его смерти Воронино перешло к Михаилу Ивановичу Леонтьеву. Это был младший из сыновей, который родился в 1755 году. Он, уже в 15-летнем возрасте, был приписан к гвардейскому Преображенскому полку, в котором прослужил 17 лет. Выйдя в отставку, он всерьез занялся хозяйством в усадьбе. А к рубежу XVIII-XIX века, он предпринимает серьёзное переустройство комплекса.

Надо полагать, что в этот период, главный усадебный дом, приобретает новое архитектурное убранство, в стиле «ампир». К нему пристраиваются боковые крылья. Пристройки и центральный объем дома оформляются фронтонами, с характерными для стиля ампир полуциркульными «итальянскими» окнами. Со стороны дворового, восточного фасада дома появляется новое парадное крыльцо, оформленное колонным портиком, опирающимся на основание в виде приподнятой до уровня жилого этажа террасы с подходящими к ней пандусами. Об этом можно судить по сохранившейся живописной работе неизвестного художника, поступившей в ростовский музей -

Неизвестный художник. Вид усадьбы Леонтьевых в селе Воронино. Холст, масло. Первая половина XIX века.
ГМЗРК «Ростовский кремль»

Вскрытые проемы анфилады
комнат в главном доме в
процессе реставрации.
Фото Дмитрия Ойнаса

Вид усадьбы Леонтьевых в селе Воронино. Холст, масло - датированной первой половиной XIX века. Кроме того, эти изменения удалось проследить и во время архитектурного изучения дома и обследования его периметра посредством закладки шурфов. Например, остатки конструкций пандусов и террасы, обнаружены при работах по реставрации существующего крыльца. Надо полагать, что именно в это время, внутренняя планировка главного дома приобрела структуру, которая с некоторыми изменениями дожила до сегодняшнего дня. Но в этот период расположение комнат было еще анфиладным. Это хорошо видно по выявленным при обследовании внутренних стен заложенных дверным проемам.


Судя по всему, именно во время этой перестройки дома, оказались изолированными сводчатые помещения в юго-западной части дома. Старые дверные проемы, выводившие из этого помещения в другие комнаты, были заложены, так как перекрытия пола вновь построенного первого этажа перекрывали возможность их использования. Любопытно, что закладку дверных проемов в этих помещениях произвели большемерным кирпичом середины
XVIII века, т.е. предыдущего строительного периода.

Большемерный кирпич обоих ранних строительных периодов дома, со следами использования, был в обилии обнаружен при выемке грунта из засыпанного подвального этажа, а также при вскрытии фундаментов других служебных построек усадьбы, явно более позднего периода. Здесь его использовали в качестве половых покрытий, забутовок и т.д. Кроме того, этот кирпич был обнаружен и в мощении парковых дорожек. Пространство над сводами и потолочным перекрытием первого этажа оказалось изолированным совершенно и, соответственно, никак не использовалось. Кроме того, особая ситуация с этим помещением сказалась на формировании паркового фасада. Стройный ряд окон первого этажа прервался, дойдя до стены сводчатого помещения. Здесь была нарушена симметрия фасада.

Кроме обновленного усадебного дома, в это время в усадьбе имелись оранжереи для выращивания теплолюбивых растений, многочисленные служебные постройки и две церкви - деревянная Сергия Радонежского (видимо она же Троицкая) и каменная Толгской Богоматери Чудотворного образа.

Плотная рядовая посадка липы мелколистной
второй половины
XVIII века. Фото Дмитрия Ойнаса
При Михаиле Ивановиче, вместо старого регулярного парка закладывается новый, пейзажный. Судя по единичным сохранившимся старовозрастным липам мелколистным (на момент исследования в 1998 г. возраст 210-220 лет), можно полагать, что закладка нового парка началась или в самом конце XVIII или в самом начале XIX века. Значит, видимо, еще до начала перестройки главного дома.





Вид второго пруда каскада. 2018 г.
Фото -Вадим Разумов
Во второй половине XVIII – начале XIX в. в русском паркостроении происходят радикальные перемены. Строгий регулярный стиль начинает заменяться живописным, пейзажным. В моду входят пейзажные парки. При их построении в основу кладется идея «естественности», подражания природе. Эти принципы и были положены в основу построения усадебного комплекса Воронино. Изогнутые, свободные аллеи, дорожки, зеленые лужайки и поляны, псевдосвободные очертания прудов с полуостровами и островом, свободные раскрытия из парка «пейзаж взаймы» - характерные пейзажные приемы, использованные в парке, позволяющие визуально объединить его с окружающим пейзажем.
Вид «Большого» пруда каскада. Фото Дмитрия Ойнаса

Основным, скелетным элементом структуры парка стал каскад прудов, сформированный на основе оврага и развивший уже существующую систему прудов. Два верхних пруда были объединены в один «Верхний» (Оранжерейный) пруд. Ниже по рельефу в сторону большого пруда было сформировано еще два пруда псевдоестественной формы. Даже дамбы обоих прудов целенаправленно формировали в виде изогнутых и ломаных линий. На первом из них, в северной части, был создан небольшой прямоугольный остров, на котором, судя по исследованиям поверхности и шурфовке, уже тогда появилась беседка. На втором пруду, на восточном берегу, была создана полукруглая терраса, значительно вдающаяся в зеркало пруда. На этой террасе в результате полевых исследований прослежено местоположение круглого паркового павильона. Павильон, видимо, был деревянный, но опирался на кирпичное основание. Другой видовой площадкой на этом пруду стала сформированная на северном берегу подпрямоугольная терраса, охваченная с запада и востока заливами пруда. Сооружений на ней прослежено не было. Подпитка водой первого из склоновых прудов осуществлялась по каналу из «Верхнего» пруда. Далее, через водосбросы, водой снабжались средний и нижний пруды.

Цветут вишни плодового сада.
Фото 1902 г.
Из архива семьи Леонтьевых
Въезд в усадьбу располагался с южной стороны. Подъездная аллея делила всю территорию усадьбы на две части – парковую и дворовую. Вблизи въезда, справа, расположилось каменное здание конюшни, с деревянной по каменным столбам пристройкой, а чуть восточнее ее сенные сараи и дом для дворни.

Перед восточным фасадом главного дома находился курдонер, площадку которого окружали сам усадебный дом, деревянные на каменных фундаментах флигели и рядовые посадки акации. Здесь же, в дворовой части, был посажен плодовый сад с жилым домиком для садовника и складом садового инвентаря, а также усадебные оранжереи и парники, и другие вспомогательные строения.



Посаженый сразу за курдонером плодовый сад, отделявший главный дом и парадный двор от родового кладбища, выступал, своего рода, переходом из мира живых в мир мертвых, олицетворял Райский сад, в котором нашли упокоение души предков. Плодовый сад, сам по себе уже являлся олицетворением Рая, а в сочетании с другими, символически райскими растениями, посаженными здесь, такими как роза, сосна кедровая, еще более усиливал это значение.

Вид на сад и курдонер из окна главного дома. Фото 1906 г. Из архива семьи Леонтьевых

Холм «Парнас» и ротонда.
2018 г. Фото -Вадим Разумов
Территория комплекса, в этот период, имела довольно четкие границы, которые наиболее явно были выражены по южному, северному и восточному краям. С восточной и северной стороны, где к усадьбе примыкало село, была выкопана канава и насыпан ров, популярная в XVIII веке ограда типа «ах-ах». Канава, в южной части сообщалась с «Верхним» прудом и частично заполнялась водой из него. Южную границу, соответственно, образовывала система из двух прудов и канала на основе тальвега оврага, связывавшая верхние пруды с «Большим» нижним.


Со стороны западного фасада главного дома расположена просторная луговина - парадный партер, обрамленный дорожками и живописным ручейком, берущим начало от ключа, забранного в колодезный сруб и предназначенного для набора питьевой воды. Склоны овражка, выработанного ручьем, выровняли и перебросили через него три легких деревянных мостика выводивших к северной кромке парка. Здесь был создан искусственный холм – «парнас», на котором располагался парковый павильон-ротонда. С этой стороны, парк, в тот период, соседствовал с пашнями, и «парнас», располагался, фактически, на их границе, благодаря чему с него возможно было любоваться перспективными видами, окружавшими усадьбу.

Колокольня Троицкой церкви в
строительных лесах. 2015 г.
Фото -Вадим Разумов
В результате пожара 1808 года, сгорела церковь Сергия Радонежского. Надо полагать, что это несчастье, послужило причиной строительства в усадьбе новой церкви во имя Святой Живоночальной Троицы, но уже в другом месте, при въезде в усадьбу, на берегу «Оранжерейного» пруда. Строительство завершилось в 1811 году. В 1950-х годах церковь была разрушена и от нее, на сегодняшний день сохранилась лишь колокольня. Но после постройки, она сразу стала доминантой в окружающем рельефе, видимой с подъездных дорог задолго до приближения к усадьбе. «Церковь представляла собой центрическую купольную постройку с выступами креста по странам света. Храмовый объем соединялся с трёхъярусной колокольней не привычной трапезной, а колоннадой, состоящей из мощных пилонов и колонн тосканского ордера, размещенных в проемах между пилонами». В 1919 году, сотрудники Ростовского музея, осуществляя осмотр и опись усадебного имущества, сделали свое описание этой церкви: «Церковь в стиле «empire» каменная, в плане квадратная. Главный квадрат перекрыт большим куполом. С северной и южной сторон большие портики с колоннами ионического ордера. К западу от церкви ... стоит колокольня, соединенная с храмом двумя рядами колонн... Внутри главная часть церкви круглая с колоннами, сделанными под мрамор. В восточной помещается алтарь с круглой сенью над престолом, отделенный от храма деревянным ампирным иконостасом. В западном выступе есть хоры ... здесь же помещается датированная 1681 годом большая икона Нерукотворенного Спасителя. Роспись современная построению храма 1811 года».

Вид на Троицкую церковь от главного дома. Фото 1903 г. Из архива семьи Леонтьевых

У Михаила Ивановича Леонтьева своих детей не было. Поэтому, во время составления завещаний, он обозначал в качестве наследников своих племянников, Ивана и Варвары Леонтьевых, детей его брата Сергея. Первое завещание было им написано уже в 1816 году, где Воронино должно было перейти к ним во владение.

Иван Сергеевич Леонтьев, пожалуй, одна из самых заметных фигур из воронинской ветви рода Леонтьевых. Он родился в 1782 и назван был в честь деда Ивана Петровича. Воспитывался в Пажеском Его Императорского Величества корпусе. Откуда в 1799 году из камер-пажей был записан на воинскую службу поручиком в Преображенский лейб-гвардии полк. Участвовал во многих антинаполеоновских сражениях. Был ранен по Аустерлицем, и пожалован золотой шпагой с надписью: «За храбрость». В 1807 году, за доблесть в боях, был повышен в звании до полковника. В 1809 году он получил назначение в Конный лейб-гвардии полк с которым, встретил Отечественную войну 1812 года. За беспримерные отличия проявленные в ходе Бородинского сражения полковник Леонтьев был удостоен ордена Святого Георгия 4-го класса. Как было записано в наградном листе: «В воздаяние ревностной службы и отличия, оказанного в сражении против французских войск 1812 года августа 26 при селе Бородине, где, приняв в командование л.-гв. Конный полк, после раненого генерал-майора Арсеньева, собрал оный под картечными выстрелами и с примерным мужеством напал на неприятеля и опрокинул онаго».

Фогель фон Фогельштейн Карл Христиан.
Портрет Ивана Сергеевича Леонтьева,
До 1812. ГМЗРК «Ростовский кремль»

В декабре 1812 года Иван Сергеевич был произведён в генерал-майоры и получил должность шефа Глуховского кирасирского полка, с которым принял участие в заграничном походе русской армии 1813 года, где вновь был ранен. Войну он закончил под Парижем. Его портрет, работы художника Джорджа Доу, был включен в Военную галерею Зимнего дворца.

После окончания войны, он продолжал военную службу и не имел возможности вести хозяйство в имениях. По этой причине, он просил своего дядю, Михаила Ивановича, присматривать за ними от его имени. В частности, в 1814 году, он написал доверенность на его имя: «Милостивый Государь, дядюшка Михаил Иванович прошу Вас покорно принять на себя труд управления моими деревнями, потому приняв их в хозяйственный присмотр привести их в лучшее положение... Я представляю Вам полное право располагать моими имениями и все делать, чтобы я сам делать мог...».


Неизв. худ. Портрет Любови Николаевны
Леонтьевой. Начало 1830- х гг. ГМЗРК
«Ростовский кремль»

Женат Иван Сергеевич был на Любови Николаевне, урожденной графине Зубовой, внучке генералисимуса Александра Василевича Суворова, которую он ласково называл «Суворочкой». Венчание состоялось в июне 1823 года. Но брак оказался коротким. 10 августа 1824 года Иван Сергеевич скоропостижно скончался во время проведения манёвров в Пензе.

Любовь Николаевна осталась одна с маленьким сыном Михаилом. Она поселяется в Москве, но регулярно ездит в Воронино, где занимается хозяйством и обустройством усадебного дома.

В 1827 году умирает сестра Ивана Сергеевича Варвара Сергеевна. Их дядя и опекун Михаил Иванович Леонтьев, по этому случаю составляет очередное завещание, которым передает все свое имение маленькому Михаилу, находящемуся под опекой матери Любови Николаевны. В частности он пишет: «...а как в последствии времени вышеозначенный племянник и племянница мои скончались и после первого остался единственным и законным по нем равно и сестры Его Варвары Сергеевны Леонтьевой наследником малолетний сын его родной Михайло Иванов, который состоит под опекой родительницы своей вдовы генерал-майорши Любовь Николаевны Леонтьевой, почему я ныне будучи в полном уме и совершенной памяти и без всякого с чьей-либо стороны принуждения, но единственно по желанию моему, которое содержит последнюю мою волю... все отдаю в вечное и потомственное владение внуку моему Михайле...».

Михаил Иванович Леонтьев умер в 1833 году, и управление имением переходит к Любови Николаевне. С этого времени, она активно входит во все дела Воронина. Из сохранившейся переписки с управляющим этого же года видно, что Любовь Николаевна вникает во все, даже самые незначительные проблемы хозяйства: «Прикажите Трифону, убрать все комнаты в доме, мебель вычистить, ковер скатать, выбить и снова настелить, все чисто убрать, пыль со стен смести. У дядюшки в комнате снять перегородку и пол заровнять... Плотнику приказать в доме осмотреть в четырех местах в спальной около камина, в гостиной около окошка в зале потолок и в чайной потолок». «До меня дошли слухи, что оранжерея в большом беспорядке и даже многие деревья вымерзли; скажи от меня Семену, что если это так, то на нем строго взыщется и без малейшей пощады... И так, прикажи чтоб оранжерея и сад были в надлежайшем порядке и чтобы все было прибрано, цветы рассажены, дорожки вычищены». «Приказываю лес более не рубить, дров заготовлено слишком довольно... за сим иметь строжайший самому Вам надзор чтобы не одного дерева срублено не было...». Собираясь в поездку за границу, Любовь Николаевна наставляет: «Еще раз приказываю вести все в обычном порядке, в строгости, но без малейшего к кому-либо притеснения, - деньги и ведомости пересылать в сроки Александру Степановичу Талызину в Москве в собственном доме против Кремлевского сада».

Будучи в Воронино, Любовь Николаевна наводит порядок и в домашней библиотеке. Она составила каталог достаточно обширного книжного собрания усадьбы, который теперь хранится в фондах Ростовского музея. В нее входили произведения Державина, Жуковского, Сумарокова, Ломоносова; духовные книги, французские и английские романы, журналы - «Отечественные записки», «Вестник Европы» и многое другое. Предполагается, что имеющиеся в составе библиотеки рукописные сборники арий, дуэтов, романсов и песен на итальянском, французском и русском языках, переписаны рукой именно Любовь Николаевны.

Большая оранжерея. Фото 1903 г.
Из архива семьи Леонтьевых

Занимаясь хозяйством в усадьбе, Любовь Николаевна, не могла обойти вниманием и обветшавшую домовую церковь во имя Толгской Богоматери. Оценивая состояние церкви в 1828 году она писала: «... в церкви ныне как во святом алтаре так и во всей церкви тесовый пол по причине сгнившего под оным накатного пола обветшал, при перемене которого, необходимо разобрание иконостаса...». Полный ремонт церкви был осуществлен под ее присмотром к 1846 году.

Эко­номические примечания к дачам бывшего Петровского и Ростовского уездов за 1855–1856 гг. фиксируется состояние усадьбы в Воронино - «гос­подский дом смешанной (первый этаж каменный, второй деревянный) при нем сад английский, оранжерея каменная и грунтовый сарай. Плодов из оранжереи и фруктового сада в урожайные годы продается по соседству на сумму 350 рублей серебром…».

Вид на оранжерейно-тепличный комплекс. Фото 1903 г. Из архива семьи Леонтьевых

Коровник на скотном дворе. Фото 1902 г.
Из архива семьи Леонтьевых
Строения старого скотного двора в этот период были разобраны. Новый скотный двор расположился на северной кромке усадьбы. В него вошли коровники, телятник, свинарник, овчарня. С этой же стороны оказались птичник и псарня. Здесь же, для нужд скотного двора был выкопан прямоугольный пруд.




Руины скотного двора. Фото Дмитрия Ойнаса

Дом управляющего был выстроен при въезде в усадьбу, рядом с домом причта Троицкой церкви.

У семейного склепа Леонтьевых. Фото 2-пол.
IX в. Из архива семьи Леонтьевых


Любовь Николаевна умерла в 1894 году и похоронена на семейном Воронинском некрополе. Ее сын, Михаил Иванович Леонтьев, служил по гражданской, был тайным советником, шталмейстером Двора Его Императорского Величества. В усадьбе бывал часто, но хозяйством не занимался. Однако, был избираем и выполнял различные общественные должности в уезде и губернии. Женат был на Варваре Михайловне Бутурлиной, от брака с которой имел четверых детей.



Вид на семейный некрополь и склеп. 2015 г. Фото -Вадим Разумов

Любовь Николаевна пережила и сына, умершего в 1885 и невестку, умершую в 1882 году. После смерти Михаила Ивановича, Воронино наследовал его старший сын Михаил Михайлович, родившийся в 1853 году. В отличие от отца, он серьезно отнесся к обустройству хозяйства в Воронино. Он реставрирует вновь обветшавший храм во имя Толгской Божией Матери, ремонтирует пришедшие в ветхость служебные и хозяйственные постройки. Развивая экономику хозяйства строит новые конюшню для рабочих лошадей и скотный двор, активно развивает оранжерейно-тепличное хозяйство. При нем, в усадьбе функционирует большая и малая оранжереи, две теплицы, грунтовые сараи и целый комплекс теплых и холодных парников.

Для того, чтобы покрыть серьезные расходы, связанные с проводимыми работами, Михаил Михайлович активно продает лес. Но на вырубленных участках, вводится севооборот, посадки восстанавливаются деловыми породами древесины.

М.М. Леонтьев, желая выстроить эффективную систему управления хозяйством приглашает специалистов на отдельные направления из Ростова, Ярославля и, даже из Москвы. Получивший специальное сельскохозяйственное образование на его средства П. Мальгин, в 1897 году становится управляющим Воронинской экономии. Уровень управления и качество ведения хозяйства в усадьбе отмечалось в том числе в отчетах ревизионными комиссиями направляемыми от имени ярославского губернатора: «...Местность, по которой пролегает путь из Краснораменья в Воронино, весьма живописна и по справедливости может быть названа Ярославской Швейцарией; гряда холмов, разветвлениями скалы для рек Сары и Гды, подымается все выше и выше, по мере удаления к западу; склоны этих холмов местами сплошь покрыты зарослями орешника, дуба и липы, придающими этой части ростовского уезда, особый, не свойственный другим местностям уезда характер. ...С. Воронино, исконная вотчина дворян Леонтьевых, расположено на небольшой возвышенности при прудах; имение это принадлежит к тому малому числу помещичьих усадеб, которые и доныне поддерживаются, благодаря богатству владельцев, в прежнем, блестящем виде. В настоящее время хозяйство в этом селе, опять-таки по тем же причинам, идет образцово и г. Начальник губернии, в сопровождении владельца села, осмотрел в подробностях все хозяйственные постройки и приспособления этой экономии. По прибытии в Воронино, местными крестьянами этого села и окрестных деревень, прежними крепостными гг. Леонтьевых, был поднесен хлеб-соль. Г. Губернатор обратился к собравшимся крестьянам с задушевной речью, в которой межу прочим, указал на отрадное явление сохранения добрых отношений Воронинских крестьян к их бывшему помещику».

Вид дома от плодового сада. Фото 1902 г. Из архива семьи Леонтьевых

Вид дома с бокового фасада.
Фото 1902 г.
Из архива семьи Леонтьевых

Надо полагать, что именно при Михаиле Михайловиче Леонтьеве главный дом претерпел очередное переустройство. Он утратил ампирные черты и приобрел более лаконичный, строгий вид. Парадный и парковый входы в центральной части дома оформлены выносными террасами-балконами, опиравшимися на литые чугунные столбики-колонны. Судя по всему, полностью были перебраны срубы второго этажа обоих пристроек-крыльев. Причем для их строительства был применен нестроевой лес и материалы вторичного использования. Их фасады были оформлены трехчастными, почти «венецианского» типа, окнами. В окне южного крыла была сделана дверь, выводившая на небольшой «французский» балкончик. В северном крыле был организован черный вход и черная лестница. Внутренние стены деревянного второго этажа дома были оштукатурены по обрешетке.






Экипаж у черного крыльца дома. Фото 1903 г. Из архива семьи Леонтьевых

В этот период, двери части анфилад были заложены и в качестве альтернативы был создан центральный коридор в который вывели двери изолированных комнат, и внутренняя планировка дома стала анфиладно-коридорной.

Лестница в сад с балкона главного
дома. Фото 1902 г. Из архива
семьи Леонтьевых
На западном фасаде дома терраса-балкон была оборудована постоянным навесом, защищавшим от дождя и солнца и лестницей, позволявшей спускаться в парк.

Михаил Михайлович Леонтьев, вел активную общественную и благотворительную деятельность. Им была выстроена школа для крестьянских детей в деревне Фрольцово, которая в 1910 было бесплатно передано в управление Земства. Попечителем этой школы, в последствии, стала его невестка, супруга старшего сына Сергея, которая на свои средства устроила завтраки для учеников. В качестве благодарности за помощь и поддержку уездное Земство присвоило имя М.М. Леонтьева бесплатной народной библиотеке, построенной в 1911 году.

Михаил Михайлович постоянно живет с семьей в усадьбе, покидая ее исключительно по делам службы или экономии. Он был женат на Марии Евгеньевне Демидовой, от брака с которой имел пятерых детей. Его старшие сыновья - Сергей и Георгий, тесно связали свои судьбы с Воронино. Они играли заметную роль в общественной жизни Ростова и Ростовского уезда в последние предреволюционные десятилетия. Младший из них, Георгий Михайлович, родился в 1884 году. Он был последним Ростовским уездным предводителем дворянства и почетным почетный мировым судьей.


Сумарокова, Е.И. Портрет Сергея
Михайловича Леонтьева. До 1917
года. ГМЗРК «Ростовский кремль»
Сергей Михайлович, который родился в 1879 году, был титулярным советником, являлся кандидатом в депутаты от дворянства Ростовского уезда, как и брат был почетным мировым судьей Ростовского уезда и членом Ростовского училищного совета. Особого внимания требовала его должность председателя Ростовской Уездной Земской Управы, которую он занимал с 1909 года и вплоть до революции. Здесь ему приходилось активно заниматься устройством больниц для крестьян, школ и библиотек для крестьянских детей, строительством дорог и мостов.

Но не смотря на высокую служебную и общественную занятость, Сергей Михайлович не оставлял вниманием и усадебное хозяйство. могла заслонить забот по обустройству усадьбы Воронино. Особенно потребовалось его внимание и умение решать оперативно задачи в 1904 году, когда усадьба попала в полосу урагана, «...разрушившего многие постройки до основания и уничтожившего его старинный парк». Ураган разрушил кровлю Троицкой церкви и колокольни и главного дома.


Фото разрушений главного дома во время урагана 1904 г. Фото 1904 г. Из архива семьи Леонтьевых

Фото разрушений Троицкой церкви во
время урагана 1904 г. Фото 1904 г. Из
архива семьи Леонтьевых
Последствия для строений от этого стихийного бедствия были устранены в самое короткое время. Парк, за который Сергей Михайлович переживал больше всего, был реконструирован и даже расширен. В его исторической части, кроме замены поврежденных деревьев, были введены новые планировочные элементы. Посадки этого времени частично поддержали прежние элементы, утраченные после урагана. Особенно в тех местах, где жесткий каркас был уже задан рельефными структурами. Но появились и некоторые элементы отразившие новые веяния в паркостроении. На парадном партере были высажены кольцевые куртины представляющие собой концентрические посадки липы, дуба и березы. Два больших кольца, липовый и дубовый – круглые узкие аллеи, с малыми кольцами внутри них. Малые кольца смещены от центра к краям, в липовой к северу, в дубовой к югу. Березовые круги однорядные и небольшие по площади. Всю северо-западную часть, где до этого располагались пашни, занял «Новый парк», в виде крупной планировочной композиции, в плане напоминающей колесо телеги, диаметр которого достигает 120 метров и символически изображавшая «Розу ветров». Расходящиеся от центральной круглой площадки еловые и березовые аллеи окружены периметральной кольцевой березовой аллеей. Внутри секторов этого колеса в солитерной посадке были высажены пихты сибирские. В центре «Розы ветров», на открытой площадке, судя по материалам шурфовки и планировочному анализу, располагалась малая форма – армилярная сфера, установленная на деревянной шестигранной платформе. Площадка была обсажена по периметру кустами розы морщинистой (Rosa rugosa) и розы собачьей (Rosa canina).

Интерьеры комнат усадебного
дома 1902-1905 гг.
Из архива
семьи Леонтьевых

Перечисленные структуры, а также увеличение ассортимента древесных насаждений, активное введение растительных «экзотов»: сосна сибирская кедровая, сосна веймутова, лиственница сибирская, клен остролистный и пенсильванский, и другие, формирование из них значимых планировочных элементов, несомненно дань владельцев модерну.

Вскоре после революции, усадьба Воронино была поставлена на учет Дубровского волостного Земельного комитета благодаря чему, а также уважительному отношению воронинских крестьян к владельцам усадьбы, имущество разграблено не было. Управляющий усадьбой П.И. Мальгин, написал об этом следующее: «...благодаря вниманию местных граждан расхищения имущества допущено не было. Ликвидационную комиссию попросили удалиться, обещая сохранить имение в цельном виде, а не расхищать его... Надо надеяться, - далее продолжает он, - что Воронинская экономия останется ценным показательным учебником для местного населения во всех культурных начинаниях».


Сергей Михайлович в кабинете за работой. Фото 1904 г. Из архива семьи Леонтьевых

Интерьеры комнат усадебного дома 1902-1905 гг. Из архива семьи Леонтьевых

Интерьеры комнат усадебного дома 1902-1905 гг. Из архива семьи Леонтьевых

Интерьеры комнат усадебного дома 1902-1905 гг. Из архива семьи Леонтьевых

Интерьеры комнат усадебного дома 1902-1905 гг. Из архива семьи Леонтьевых

Интерьеры комнат усадебного дома 1902-1905 гг. Из архива семьи Леонтьевых

Интерьеры комнат усадебного
дома 1902-1905 гг.
 Из архива
семьи Леонтьевых
В конце 1919, усадьба была передана в управление трудовой школы согласно отношения отдела народного образования. В эти годы при усадьбе числилось тридцать два строения, в том числе и «Господский дом 2-х этажн. низ камен. верх деревянный крыт. жел.». Эксплуатация усадебных строений трудовой школой, а затем сельскохозяйственным техникумом, учебной фермой «Воронино», быстро привело к утрате многих элементов комплекса, нарушению интерьеров. Произведения искусства, наполнявшие дом, сохранились благодаря энергичным усилиям сотрудников Ростовского музея, которые организовали вывоз художественных ценностей из Воронина в музей. Среди усадебных коллекций, поступивших в Ростовский музей, воронинская самая большая - это произведения фарфора, стекла, хрусталя, бытовавшие в усадьбе, рукописи: приходо-расходные книги, нотные альбомы, хозяйственные документы, чертежи и планы; усадебная библиотека; мебель. Наиболее интересную часть коллекции представляет портретная галерея рода Леонтьевых, складывающаяся на протяжении почти двух столетий.


Первомайская демонстрация в Воронино. Конец
1930-х гг. Фото из архива Ю.Н. Бубнова

После вывода из усадьбы трудовой школы усадебный дом был занят службами местного колхоза, а затем и пионерским лагерем «Дружба». К 2000-му году, из многочисленных строений усадьбы сохранились только два: главный дом и деревянный амбар. Троицкая церковь была разрушена и от нее осталась только колокольня. Парк сильно изросся и из-за неумелого ухода утратил множество деревьев и кустарников, что привело к разрушению ряда планировочных структур.

За советский период дом капитальных изменений почти не претерпел. Была утрачена парковая терраса-балкон. К крыльям дома с западной стороны были пристроены одноэтажные служебные помещения – санузел, склады, вещевая и др. Ликвидирован «черный» вход и пробиты пожарные выходы в торцевых фасадах здания. В крыльях устроены лестницы из стандартных бетонных маршей. На южном крыле утрачен «французский» балкон, а дверь заложена. Внутренняя планировка полностью стала коридорной. В юго-восточной части первого этажа дома, две комнаты были превращены в актовый и кинозал, между ними была разобрана стена.

Главный дом усадьбы в 2006 году. Фото Дмитрия Ойнаса

С 2005 года усадьба вновь перешла в семью Леонтьевых, прямых потомков и наследников, в частности к Сергею Александровичу Леонтьеву. Сегодня, усадьба, в значительной степени приведена в порядок. Это общедоступное пространство с музеем, гостиницей, ресторанчиком, конюшней, благоустроенным парком. Здесь проходят различные массовые мероприятия, в том числе балы, бега русских борзых собак, одни из любимых усадебных забав. Восстановлена традиция общественных гуляний на престольный Троицкий праздник в Воронино, который в усадебные времена проходил ежегодно. Сюда, можно приехать в любой день просто прогуляться и провести время любуясь этим замечательным уголком ярославской земли с богатой историей.
 
Сергей Александрович Леонтьев в Воронино. 2020 г. Фото -Вадим Разумов

Дмитрий Ойнас

Опубликована в журнале «Угличе поле» Углич. №1 (32) 2020. С.22-39

Комментарии

Популярные сообщения