Усадьба Василево Тутаевского района. По материалам полевого исследования

 

Орхидея ятрышник пятнистый
Эта замечательная усадьба теперь довольно трудно досягаема. Здесь не сохранилось ни одной постройки. Если конечно не считать постройками заросшие руины усадебного дома и колхозной фермы. Но это удивительное место настолько крепко держится за свое прошлое и за свои тайны, что ощущение, которое ты здесь испытываешь, заставляет тебя деятельно подходить к его узнаванию и осмыслению.
Здесь особая эстетическая атмосфера и, видимо, особый микроклимат. Во всяком случае, условия позволили сложиться здесь довольно редкому ботаническому феномену – в этом месте произрастает как минимум десять видов орхидей:

1.                      Corallorhiza trifida Chatel. – Ладьян трехнадрезный
2.                      Dactylorhiza baltica (Klinge) Orlova – Пальчатокоренник балтийский
3.                      Dactylorhiza cruenta (O. F. Muell.) Soó – Пальчатокоренник кровавый
4.                      Dactylorhiza maculata (L.) Soó – Пальчатокоренник пятнистый
5.                      Gymnadenia conopsea (L.) R. Br. – Кокушник длиннорогий
6.                      Neottia nidus-avis (L.) Rich. – Гнездовка настоящая
7.                      Orchis maculata L. – Ятрышник пятнистый
8.                      Orchis mascula L. – Ятрышник мужской
9.                      Platanthera bifolia (L.) Rich. – Любка двулистная
10.                  Platanthera chlorantha (Cust.) Reichenb. – Любка зеленоцветковая
Куртина орхидей

Портрет Власьева Сергея Ивановича. Ярославский
историко-архитектурный музей-заповедник
Усадебный комплекс представляет собой остатки крупного архитектурно-паркового ансамбля, где архитектурные элементы решены в стиле классицизма, а парковые структуры в стилистике развитого барокко. Анализ планировки комплекса и ряд других данных, позволяет отнести время его создания ко второй половине XVIII века, ко времени правления Екатерины Великой, когда усадьбой владел Сергей Иванович Власьев, крепостник, о жестоком нраве которого еще долго вспоминали потомки. «…. Сергей Иванович, был богат, у него было тысячи три душ крестьян и много денег. Говорили, что он значительно увеличил свое состояние тем, что посылал своих крепостных людей грабить на больших дорогах и награбленное брал себе. Непочтенный Сергей Иванович был зол: заковывал своих крепостных людей в цепи, морил их в подвалах своего неуклюжего, но громадного Василёвскаго дома, вырезал груди у женщин, и в Сибирь не попал. Удивительно! Хорошо, что каждому смертному полагается по четыре прадеда, так что у каждого есть некоторый шанс не походить хоть на одного из них. Сергей Иванович умер большим стариком в самом начале нынешнего столетия. Ни бабушка Екатерина Сергеевна, ни дедушка никогда, по крайней мере при нас, не вспоминали о родителе; но у бабушки был его портрет во весь рост натуральной величины: - Сергеич стоит с золотою табакеркою, в чулках, башмаках, французском кафтане, в жабо и манжетах en point d’Alençon и нюхает табак. - Дед мой (Иван Венедиктович Кругликов – прим.) построил церковь на том месте, где похоронен его тесть, а у отца моего слово «дедушка Власьев» было бранное слово», писал о своем прадеде в книге «Мои воспоминания» Аполлон Павлович Кругликов.
План-схема усадьбы (выполнил Дмитрий Ойнас, 2015 г.)
Усадьба Василево в сельце Васильевское (ныне урочище), располагается в долине реки Кирехоти, на ее правом берегу, на вершине холма доминирующего в окружающем рельефе. Совокупная площадь комплекса около 25 Га, почти квадратный участок (ок. 500х500 м).
Центром композиции усадебного комплекса являлся большой главный дом (№1 на плане). Он был каменный двухэтажный с антресольным этажом и бельведером над центральной его частью, развернутый главными фасадами с севера на юг. В плане имел Н-образную форму.
В настоящее время главный дом руинирован и представляет собой заросшую груду кирпичных обломков и останцы стен, некоторые из которых, тем не менее, достигают уровня второго этажа. Эти останцы позволяют, отчасти, реконструировать архитектурный облик здания и получить иные сведения о его наружном и внутреннем убранстве и времени строительства.
Это было массивное здание, которое современники сравнивали с Михайловским дворцом в Санкт-Петербурге. Некоторые краеведы, даже, говорили о том, что Михайловский дворец стал образцом для постройки дома в Василеве. Этого конечно не могло быть, так как дом в Василеве старше Михайловского дворца на несколько десятилетий. По длинным сторонам, протяженность здания 20 саж. (42,5 м), а протяженность боковых крыльев 15 саж. (32 м). Судя по архивному чертежу, дом скромный по убранству, фактически без ордера. Если судить по аля-французскому бельведеру, в основу проекта, возможно, был взят некий французский увраж, адаптированный, конечно, к российским реалиям.
План и фасад дома в Василеве 

Одним из датирующих признаков, для определения времени постройки дома, выступают параметры кирпича, из которого сложены стены здания, это – 290-295 х 160-170 х 80-90 мм. Раствор – известковый с вкраплениями кирпичной крошки. Способ кладки «крестовый». В швах прослеживается способ обработки, т.н. «прямая односторонняя подрезка». Все это дает нам возможность датировать постройку дома второй половиной XVIII века (1770-1790-е гг.).
При создании комплекса вершина холма была выровнена, а северный склон террасирован. В частности, в 30 саженях севернее главного дома склон был превращен террасную структуру выдвинутую над долинной частью реки Кирехоти. Верхняя терраса вытянутая вдоль склона на 106 метром (50 саж.), имела ширину 6,5 метров (3 саж.). Аналогичная терраса располагалась ниже. Перепады между террасами выполнены подработанными обдерненными склонами рельефа в 45° (№2 на плане). В центральной части кромки верхней террасы был сделан полукруглый выступ-терраса. Судя по особенностям микрорельефа и скоплению строительного мусора, в этом месте располагался ротондальный павильон (№3 на плане), предположительно сложенный из кирпича. Если судить по размерам обнаруженных здесь кирпичей, павильон строился одновременно с главным домом.
Аналогичные по форме выступы были сделаны по углам верхней террасы. Ниже по рельефу они переходят в пологие валы-косы, сходящие в долину и обрамляющие всю эту ландшафтную композицию с запада и востока. В нижней, долинной части, концы этих валов достигают высоты в 1 сажень (2 м. 13 см.). По гребню валов были посажены липы в рядах, а также, в качестве подбивки, акация и сирень. Судя по возрасту самых старых из сохранившихся здесь насаждений, эти посадки были сделаны во второй половине XVIII века и имеют на себе следы стрижки, которой они подвергались в ранний период своего существования.
Судя по обнаруженным остаткам оснований, кромки обеих террас были оборудованы каменными балюстрадами. С верхней террасы на среднюю спускались каменные лестницы, располагавшиеся между полукруглыми выступами. Одна такая же лестница спускались с нижней террасы в долинный партер к пруду (№4 на плане). Все лестницы имели ширину около 7 метров (3 сажени). Такой прием оформ­ления склона вполне характерен для барокко, когда абрисы площадок, боскетов, партеров становятся прихотливее, откосы террас приобретают усложненный выступами и «карманами» контур. Более вычурными и парадными становятся лестницы и балюстрады, каменные обрамления водных «зеркал». Вполне воз­можно по террасам, как в этот период было принято, располагалась парковая скульптура.
Нижний партер парка усадьбы
Большой нижний пруд

Переходя в долинную часть, рельеф под террасами превращается в ровную поверхность с небольшим уклоном к северу. Здесь, на покрытом луговым газоном партере, в 40 саженях от нижней террасы, был создан большой прямоугольный пруд – 85 м. (40 саж.) х 42,5 м. (20 саж.). Этот пруд-копань имел обваловку только с северной стороны, южная исполняла роль водоприемника для верховых вод (№5 на плане). Берега пруда обильно усеяны посадками ириса желтого.
Это, довольно внушительное по масштабам работ сооружение, ко всему прочему, дополняли земляные «холмы-парнасы», расположенные у северо-западного, северо-восточного и юго-западного углов пруда. Землю для них использовали вынутую во время рытья котлована для пруда, которая не пошла на создание дамбы. Северо-западный (№6 на плане) и северо-восточный (№7 на плане) холмы имеют диаметр в основании 15 метров и в высоту достигают 4,5 метров.
Северо-западный холм-парнас
Юго-западный холм (№8 на плане), более скромных размеров, диаметр в основании около 10 метров, а высота чуть более 2-х. Этот холм предназначался для небольшого павильона, беседки. Судя по скоплению в почве органики, древесной трухи и локальных скоплений кирпичного боя, павильон был деревянный на кирпичных опорах.
На вершине северо-восточного холма располагался каменный павильон ротондального типа. На северо-западном, судя по обнаруженным остаткам основания, располагалась скульптура.
Богиня Диана
Павильон на северо-восточном холме был обсажен по периметру кустами пятилепестковой розы, которая считалась символом сохраняющим тайны и потому ее охотно нарезали для украшения исповедален. Таким образом, утопавший в кустах роз павильон становился исключительным местом для уединенных размышлений, самосозерцания сельского философа. Поверхность северо-западного холма была усеяна ландышем майским, в связи с чем можно предположить что скульптура, располагавшаяся на нем, была посвящена богине-охотнице Диане (Артемиде, в римском варианте). Согласно древнегреческому мифу богиню охоты Диану во время одной из её охотничьих прогулок захотели поймать фавны. Они её подстерегли, но богиня бросилась бежать. С её разгоряченного лица разлетались капельки пота. Они были необычайно ароматны. И там, куда они падали, вырастали ландыши. Диана, так же, богиня растительного и животного мира, женственности и плодородия, родовспомогательница и, к тому же, олицетворение Луны.
Северо-восточный холм-парнас
В связи с этим, можно предположить, что павильон на противоположном холме, это Храм Аполлона, бога Солнца, брата-близнеца Дианы. На это могут указывать и посаженные рядом с холмом пихты (из трех деревьев сохранилось одно, два других зафиксированы в пнях). Пихта, как и лавр – дерево Аполлона. Пихтовые венки, как и лавровые – символ славы и победы. Создание мемориалов посвященных Аполлону было довольно популярным в усадебных парках XVIII – первой половине XIX веков. Тему Аполлона, бога Солнца, использовали во многих усадебных семантических построениях. В парках часто возводились храмы Солнца или храмы Аполлона, тем более что их рекомендовали и зарубежные, и отечественные теоретики паркостроения. Насыпной земляной холм, в парковой традиции, часто называли Парнас, в честь одноименной горы, второй резиденции богов (после Олимпа) и безраздельного владения покровителя искусств, бога Аполлона, где его окружает блестящая свита из муз и граций. В этой связи, кажутся не случайными и произрастающие в пруду, у подножия «Парнаса», растения белозора болотного, который в латинском варианте именуется как Парнассия (Parnassia palustris), получившего свое название в честь этой горы.
Аполлон и нимфы
Возвышенные на холмах, Аполлон и Диана, оба отражались в водной глади пруда. И это тоже не случайно! «И портик мраморный, водою окруженный // Удвоен зеркалом озерным отраженный», - писал Ж. Делиль. Образ зеркала, которое было одним из мистериальных символов Диониса, был связан и с изучением собственной души, ее совершенствованием. Соединяясь в этом и в отраженном мире, Диана и Аполлон, Луна и Солнце, представляли единство мира и всего сущего в нем.
Земляника мускусная
В связи с изложенным, становится более определенной функция павильона на юго-западном холме, это, скорее всего Эрмитаж. Название происходит от франц. ermitage - жилище отшельника, уединённый уголок, от ermite - отшельник, место, где можно остаться наедине с собой, углубиться в созерцание вида, поразмышлять, духовно возвыситься. Здесь, философ, находился под покровительством обоих богов, что символизируют высаженные рядом роза пятилепестковая и ландыш майский. И, кроме того, не случайно здесь была посеяна земляника мускусная, что в символике растений значит – «совершенное превосходство».
Если развивать античные аналогии дальше, то по отношению к этому нижнему пространству, террасная композиция и возвышающийся на ней главный дом, выступали своеобразным Акрополем, от древнегреческого ἀκρόπολις верхний город. Здесь, обычно, находился дворец властителя, царя, а также храмы божеств-покровителей данного места. Ротонда, видимо, как раз и выступала в качестве такого храма. Но кто же был покровителем усадьбы и хозяина в ней живущего? В связи с утратой самого павильона и отсутствием архивных данных, вновь придется обратиться к косвенным, или, точнее сказать сопутствующим источникам информации. И здесь нам снова помогут растения. Справа и слева от павильона были высажены дуб и кедр (сосна сибирская). Оба эти дерева являются священными деревьями отца богов Зевса (Юпитера, в римском варианте). Известен священный дуб Зевса в греческом городе Додоне, шелест листьев которого передавал посвященным жрецам слова, предсказания и предостережения Зевса. Из кедра был сделан трон Зевса. Под пологом священных деревьев, на террасе, да и по всему партеру от главного дома до ротонды, были посеяны гвоздики (гвоздика турецкая). Это тоже растение Зевса (Юпитера). Латинское название гвоздики Dianthus происходит от еще одного имени отца богов - Дий. Гвоздики были известны в древнем Риме как цветы для победителей, для первых. Таким образом, можно предположить, что ротонда, возвышавшаяся на верхней террасе над долиной, была храмом Юпитера (Зевса).
Уже в 1840-1850-х годах, здесь же, на партере, была высажена группа лиственниц, ставшая еще одной визуальной доминантой этого паркового пространства.
С южной стороны главного дома находился парадный партер, курдонер и въезд на территорию (№9 на плане). Обширный парадный двор, судя по особенностям микрорельфа, растительному покрову и остаткам строительного мусора в почве, справа и слева фланкировали флигели (№10 на плане), промежуток между которыми замыкала ограда с парадными воротами. По свидетельству очевидцев, ограда была довольно внушительных размеров. Так, в своем сборнике воспоминаний «Записки старого книжника» антиквар Ф.Г. Шилов пишет: «Главное здание, … было обнесено с одной стороны высокой стеной, с другой - широким рвом». Под рвом, здесь, явно подразумевается высокий террасированный склон в долину реки. Обнаруженные на местах флигелей кирпичи (290 х 165 х 80 мм), позволяют предполагать, что флигели были построены вскоре после окончания работ по главному дому.
В репрезентативную часть, кроме главного дома и террасированной части парка, входили так же флигели и служебные постройки, располагавшиеся севернее и восточнее главного дома. В частности, флигель выстроенный параллельно восточному крылу дома и соединенный с ним переходом (№11 на плане). В настоящее время он утрачен и прослеживается только по микрорельефу и отчасти сохранившейся фундаментной ленте. Его предполагаемые размеры 4 сажени (8,5 м) в ширину и 10 сажен (21,5 м) в длину. Если судить по его композиционному положению, по размерам кирпича обнаруженного здесь (240-245 х 110-115 х 60-65), он появился гораздо позже главного дома, скорее всего в 10-20-х годах XIX века, ко времени владения усадьбой Иваном Сергеевичем Власьевым. Его функциональное назначение определить пока сложно, но судя по его расположению и связи с главным домом, он имел бытовое назначение – гостевой, кухонный флигель и тд.
К этому же времени основания, следует отнести еще одну постройку, расположенную еще восточнее главного дома и вытянутую вдоль верхней террасы холма, на краю склона (№12 на плане). Но в отличие от придомового пространства, склон  здесь не был террасирован, а напротив, выровнен в пологую аппарель. Это была довольно крупная постройка, в настоящее время утраченная, Г-образная в плане, размерами 14 сажен (30 м) в длину, 4 сажени (8,5 м) в ширину и 7 сажен (15 м) в крыле. Судя по внутренней планировке, которую еще можно проследить по линиям залегания опорных конструкций стен, она имела коридорную систему с комнатами на две стороны. Она, расположенная в одном из ключевых репрезентативных мест в комплексе, южным фасадом обращенная в парк, а северным на пологий партер спускающийся в долину к нижнему пруду, функционально, скорее всего, предназначалась для какой-то жилой или служебной функции, но никак не хозяйственной.
К ранним постройкам можно отнести и располагавшееся чуть в стороне от террасной структуры, фактически замыкающее ее с западной стороны, здание (№13 на плане). Оно было поставлено прямо на переломе рельефа, на уровне средней террасы и вытянуто по линии север-юг. Трудно судить о его назначении. Но по сохранившимся в земле структурам, можно сказать, что его внутренняя планировка имела коридор тянувшийся вдоль восточной стены и массу небольших комнат-отсеков вдоль западной. Как ни парадоксально, но эта планировка напоминает планировку псарни. И не смотря на ее местоположение, такое возможно допустить. Известно, что особая страсть некоторых помещиков к собакам, подвигала их и к более экстравагантным решениям. Например, один из князей Голицыных держал собак прямо в собственном доме.
На запад от репрезентативной части усадьбы, располагался хозяйственный двор (№14 на плане). Это был довольно внушительный комплекс, состоящий из двух выстроенных «покоем» сооружений, видимо скотного двора и конюшни, а также еще нескольких отдельно стоящих построек.
От дома, на восток в сторону реки и на запад, был устроен парк регулярной планировки. Самые старые по возрасту насаждения в нем относятся к последней трети XVIII века, к 1780-м годам и позднее. Это липа мелколистная, дуб черешчатый, в возрасте около 220 - 240 лет, вяз гладкий и сосна сибирская кедровая 230-240 лет. Именно эти насаждения стали скелетной основой планировочной конструкции парка. Основная аллейная структура выполнена из липы мелколистной. Дуб и вяз, использованы, в основном, в солитерной посадке, реже в рядовой.
К ранним насаждениям, скорее всего, относится ряд кустарников использованных в парковых структурах, но в силу сложности определения их возраста по физиологическим признакам, предположение о времени появления их в парке, возможно сделать только по их включенности в планировочные структуры. К таким кустарникам относятся: акация желтая, лещина обыкновенная, сирень обыкновенная, роза колючейшая, роза канина, бузина красная.
Акация, активно использовалась в самых разных местах и структурах парка – в подбивке аллей, границ парка, в рядовых посадках в качестве кулис и бордюров и даже в аллейной посадке. Из нее, а так же из лещины, были сформированы две второстепенные аллеи-берсо (крытые галереи) внутрибоскетного размещения.
Остальные кустарники, из перечисленных выше, использованы солитерно в группах и в подбивке ключевых парковых структур или в обрамлении сооружений.
Вообще, список выявленных в усадебном парке исторических насаждений довольно внушительный – 40 видов. Далеко не в каждой усадьбе сегодня сохраняется такое количество парковых растений.

Исторические древесные и кустарниковые растения:
1.                 Акация желтая
2.                 Береза бородавчатая
3.                 Бузина красная
4.                 Вяз гладкий
5.                 Дерен белый
6.                 Дуб черешчатый
7.                 Ель обыкновенная
8.                 Лещина обыкновенная
9.                 Липа мелколистная (сердцевидная)
10.             Лиственница сибирская
11.             Пихта сибирская
12.             Роза ругоза (пятилепестковая)
13.             Роза колючейшая, шиповник бедренцелистный
14.             Рябинник рябинолистный
15.             Сирень венгерская
16.             Сирень обыкновенная
17.             Сосна обыкновенная
18.             Сосна сибирская кедровая
19.             Тополь белый
20.             Яблоня домашняя
Старый вяз

Исторические травянистые насаждения:
1.                 Ветреница лесная
2.                 Водосбор обыкновенный
3.                 Гвоздика турецкая
4.                 Горицвет. Адонис весенний
5.                 Земляника мускусная («ананасная»)
6.                 Ирис желтый
7.                 Клевер белый
8.                 Колокольчик крапиволистный
9.                 Колокольчик рапунцелевидный
10.             Колокольчик скученный
11.             Колокольчик широколистный
12.             Ландыш майский
13.             Лилия мартагон, кудреватая
14.             Маргаритка многолетняя
15.             Мятлик луговой
16.             Незабудка
17.             Овсяница луговая
18.             Пион травянистый
19.             Райграс пастбищный
20.             Хатьма тюрингенская
Колокольчик широколистный

Сохранившееся боскетное членение парка до сих пор хорошо прочитывается. Оно не было серьезно нарушено более поздними преобразованиями и посадками, хотя их было сделано не мало. По структуре парк представляет собой три ряда боскетных линий. Боскет, это участок парка, чаще всего правильной геометрической формы ограниченный по периметру рядовыми или аллейными посадками деревьев или кустарников образующих сплошные зелёные стены. Внутреннее пространство боскетов могло иметь различные варианты наполнения: открытый газон, свободно посаженную группу деревьев, плодовый сад, водоем, скульптуру, парковый павильон, зеленый театр и т.д. Одна из этих боскетных линий шла вдоль западного края парадного партера и отделяла парадную часть комплекса от хозяйственной (№15 на плане). Две других, проходили вдоль восточного края парадного партера.  Ближняя к главному дому, имела очень разное внутреннее заполнение. В одном из боскетов этой линии был плодовый сад (№16 на плане), в другом были устроены две аллеи-берсо из лещины и акации, в третьем была лужайка с солитерно посаженными вязом и лиственницей. В дальней же линии боскетов разместилась система прудов, разной формы и разного символического назначения.
Гидрология места, где расположена усадьба, такова, что грунтовые воды очень близко подходят к поверхности, что способствовало образованию многочисленных ключей на северном и восточном склонах холма обращенных в сторону излучины реки Кирехоти, что привело к заболачиваемости части территории. Это неудобство, строители комплекса смогли обратить в свою пользу, создав довольно серьезную сеть водных сооружений значительно обогативших ландшафт и усиливших символическую составляющую комплекса.

Луг у пруда – «Зеркала-водного»
На северо-восточном краю террасы, был создан пруд, т.н. «Зеркало водное» (№17 на плане). Его глубина 0,5-0,7 м (первоначальная глубина – 1-1,2 м). Он прямоугольный в плане, и не имеет обваловки. Вода стоит фактически под береговой обрез. Размеры пруда - 85 м. (40 саж.) х 42,5 м. (20 саж.). Такие пруды были очень популярны в парках в XVIII веке. Их делали не глубокими, правильной формы и, как правило, дно покрывали серым камнем, смолеными досками или другим темным материалом, добиваясь эффекта максимальной зеркальности. Размещали их вблизи архитектурных сооружений, малых архитектурных форм, скульптуры, в боскетах парка в расчете на создание эффекта отражения. В центральной части пруда прослеживается небольшое возвышение. Достаточно твердое и основательное чтобы принять его за случайное новообразование. Надо полагать, это основание для скульптуры. Кому была посвящена скульптура, не ясно, возможно одной из Наяд, речных и озерных нимф.
На северном берегу пруда, прослеживаются следы некоей постройки (№18 на плане) довольно крупных размеров 21, 5 м. (10 саж.) на 8,5 м. (4 саж.). Назначение ее пока не ясно, но вряд ли это хозяйственное строение. Появилась она здесь, судя по размерам кирпича, в 1820-30-х гг.
Пруд с островом
В следующем боскете парка, разместился большой прямоугольный пруд с островом – 85 м. (40 саж.) х 42,5 м. (20 саж.) (№19 на плане). Он вытянут с севера на юг. А его протяженные восточный и западный берега, в центральной своей части имеют полукруглые выступы внутрь пруда в сторону острова. Ширина выступов 21,2 м. (10 саж.), а выдаются они на 8,5 м. (4 саж.). Таким образом, форма пруда приобрела усложненную конфигурацию, вполне в духе барокко. Кроме того, сократилось расстояние между берегами и островом в центре, для переброски мостиков, следы которых так же прослеживаются в микрорельефе.
Роза ругоза
Остров имел прямоугольную форму – 21,2 м. (10 саж.) х 34,5 м. (15 саж.). На острове хорошо видны следы павильона имевшего шестигранную форму в плане (№20 на плане). Судя по габаритам кирпича обнаруженного здесь, он был ровесник главному дому. Что же это был за павильон, чему он был посвящен? Здесь нам опять возможно смогут помочь растения, выявленные на острове. Из декоративных растений здесь обнаружены: роза колючейшая или шиповник бедренцелистный, роза ругоза, лилия мартагон или кудреватая, ветреница лесная, горицвет или адонис весенний. Причем, любопытно, что из этого набора ни одно растение, кроме лилии мартагон, розы канины, больше не встречается нигде на территории усадьбы. А эта особенность требует более внимательного отношения к анализу их символики в связке с их местоположением.
Венера и Адонис
И так, ветреница лесная она же анемона и горицвет или адонис весенний. В греческой мифологии анемоны стали символом смерти бога Адониса - они выросли на месте его гибели. По легенде, Адонис юноша несравненной красоты и обаяния, увлекся одновременно двумя богинями: богиней подземного царства Персефоной и богиней любви и красоты Афродитой. И потому часть года проводил в царстве мертвых у Персефоны, а часть года - на земле с Афродитой. Об этом узнала защитница целомудрия богиня Артемида и на охоте направила на Адониса дикого кабана. По повелению Афродиты, там, где падали на землю ее слезы и кровь Адониса, поднялись цветы. Так легенда объясняет мифическое появление двух разных цветов из семейства лютиковых - анемона и адониса.
Лилия лесная мартагон
Лилия мартагон или кудреватая. Во всех культурах лилия связывалась с самыми прекрасными женщинами: - римляне посвящали их Флоре, греки приписывали им божественное происхождение, по их словам, она выросла из молока матери богов - Юноны. Но именно Афродита, богиня красоты и любви, придала этому цветку его символическое значение - цветок невинности, надежды, чистоты, чистой и девственной любви, которое он сохранил и по сей день.
Роза колючейшая (белая) и роза ругоза (алая) - согласно древнегреческой легенде Афродита появилась на свет, выйдя из моря в белоснежной пене на берег острова Кипр. Именно из этой пены и возникла первая роза с ослепительно-белыми лепестками. Цветок розы оставался белым до тех пор, пока Афродита не узнала о том, что её возлюбленный Адонис смертельно ранен. Богиня бросилась к любимому, не замечая, что наступила на острые шипы роз. Капли её крови окропили белоснежные лепестки этих цветов, сделав их алыми.
Роза колючейшая
Сочетание любви и смерти в значении белой розы соответствует римской традиции убирать могилы молодых людей белыми розами. Белый цвет у многих народов - цвет скорби, а белые розы, в том числе символ вечной любви.
Таким образом, из совокупного анализа символики растений растущих на острове, мы видим, что все они, так или иначе, связаны с Афродитой (Венерой, в римском варианте) и Адонисом. Можно предположить, что павильон на острове, также был посвящен им, или только Афродите. Косвенно, на это может указывать и шестигранная планировка павильона, так как одним из символов Афродиты был шестилепестковый цветок, изображавшийся в виде шестигранных розеток в архитектурных орнаментах, на керамике и других предметах обихода.
Западнее пруда с островом, уже за аллеей парка, был создан пруд-канал - 85 м. (40 саж.) х 2,1 м. (1 саж.) (№21 на плане). В центральной части канал имеет расширение протяженностью - 21,2 м. (10 саж.), что соответствует ширине береговых выступов и острова. Ширина канала в данном месте составляет - 4,2 м. (2 саж.). Создав этот пруд, удалось, с одной стороны, добиться дополнительного дренирования территории, а с другой усилить эстетический эффект для гуляющего по аллее парка.
Перейдя в следующий парковый боскет, мы видим еще один пруд (№22 на плане), трапециевидной формы – 85 м. (40 саж.) х 64 м. (30 саж.) х 21,2 м. (10 саж.) х 96 (45 саж.). Его неправильный контур, по всей видимости, связан с планировкой этого участка и входной зоны в репрезентативную часть усадьбы. По сути, контур пруда повторял абрис южной части раструбом расходящегося парадного партера.
Здесь, у трапециевидного пруда, обнаружены следы еще одной Г-образной постройки (№23 на плане), по габаритам совпадающей с предыдущей -  14 сажен (30 м) в длину, 4 сажени (8,5 м) в ширину и 7 сажен (15 м) в крыле. Надо полагать и внутренняя планировка была идентичной, да и время ее постройки тоже относится к периоду владения усадьбой Иваном Сергеевичем Власьевым, к 10-20-х годах XIX века.
Богиня Деметра
Между прудом Афродиты (Венеры) и трапециевидным прудом, на разделяющей их дамбе, прослежены следы двух строений. Судя по их местоположению, по габаритам и форме, это парковые павильоны. Один из них, западный (№24 на плане), в плане имел форму полуовала. И судя по обнаруженным здесь остаткам кирпича, был построен в тоже время, что и основные постройки усадьбы, около 1780-1790-х гг. Второй павильон (№25 на плане), восточный, имел в плане квадратную форму, и по кирпичным остаткам относится к 1820-30-м годам.
Западный полуовальный павильон, прямой своей стороной, где, видимо, располагался вход, обращен к одному из парковых боскетов, пространство внутри которого было заполнено плодовыми деревьями (сегодня сохранилось несколько одичавших яблонь). Фактически, чтобы попасть в этот павильон, нужно было пройти через плодовый сад. Такое расположение павильона и сочетание его с плодовым садом, дают возможность предполагать, что он был посвящен Деметре (Церере, в римском варианте). Эта богиня жатвы, урожаев и плодородия, изображалась с плодами в руках. Деметра покровительствовала земледельцам и садовникам и обеспечивала сытую и благополучную жизнь. Устройство в садах храмов Деметры или Цереры, было достаточно популярно в XVIII – начале XIX века.
Что же касается восточного павильона, то назначение его пока не удается определить. К настоящему времени не выявлено никаких косвенных свидетельств о его посвящении. Но судя по тому, что он располагался достаточно близко от западного павильона, появился он, скорее всего, как альтернатива ему. Западный павильон, по какой-то причине, к тому времени был утрачен. Возможно, этой причиной был пожар, так как на кирпичных остатках, обнаруженных на этом месте, прослеживаются следы обугливания.
С южной стороны, со стороны парадного въезда, через дорогу, располагался порядок крестьянских домов, фасадами обращенных на усадьбу (№26 на плане). Это типичный прием создания буколического вида в усадьбе, когда застройку села вытягивают в одну линию и дома разворачивают фасадами на главный дом. Таким образом, как бы создается декорация, задний план для зрителя находящегося в доме или на парадном дворе, когда милые деревенские домики, рабочая суета крестьян радуют глаз романтически настроенного наблюдателя. В ранний период усадьбы здесь же располагалась часть хозяйственных построек.
Теперь уже мало что напоминает обывательскому взгляду о былой активной жизни этого места. Все пожирает безжалостный Кронос! Тем не менее, для людей любопытных, пристрастных, жаждущих приключений и познания, это место откроет еще немало своих секретов, связанных и с владельцами и их причудами, топонимикой и с удивительной местной природой.

Дмитрий Ойнас
2018 г.
Опубликовано в журнале "Углече поле". Углич. №31. 2019.

Комментарии

Популярные сообщения