Усадьба Быково. Костромская усадьба

Фото 2000 года. Ойнаса Д.Б.

Фото 2000 года. Ойнаса Д.Б.
В. Магнитский, обследовавший усадьбу в конце 1918 г., сообщал: «Хорошая усадьба Готовцевых. Коренные господа в ней не жили и, не глядя, продали своему же управляющему. Не предполагаю потому, чтобы там были книги и архивы». Это замечание было верно лишь отчасти, так как «коренные господа» в Быкове жили, выстроили дом и посадили парк, но в пореформенное время усадьба опустела и была продана.
Первые упоминания о Быкове как о сельце мы находим уже в 1627 году. По писцовым книгам Галичского уезда сельцо Быково на речке Пеме принадлежало с 1627 по 1651 год Ивану Петровичу Зиновьеву, а в сельце "строение помещиково, пашни паханые помещиковы средней руки 10 четвертей, да перелогом 15 четвертей, сена 30 копен, лесу пашенного 3 десятины. В 1651 году поместье с деревнями и починками перешло сыну Ивана Петровича - Прокофию. В 1712 году поместье было записано за солдатом лейб-гвардии Преображенского полка Дмитрием Григорьевичем Зиновьевым. А после его смерти было разделено в 1733 году между сестрами Дмитрия Ульяной Григорьевной Дробышевой, Марией Григорьевной Алтуфьевой, Анисьей Григорьевной Готовцевой и вдовой Дмитрия Ириной, которая в 1738 году завещала часть своей доли в поместье Быково своему племяннику - Степану Никитичу Готовцеву. В 1763 году Степан Никитич выкупил доли, принадлежавшие его родным теткам и двоюродному брату П.Л. Алтуфьеву, и стал единственным владельцем Быкова.
Степан Никитич родился в 1725 году в семье галичского дворянина Никиты Максимовича Готовцева в усадьбе Сулинское, которая издавна принадлежала Готовцевым. Он был записан в воинскую службу, но очевидно служил недолго, так как по отставке имел чин прапорщика. С.Н. Готовцев был женат на дочери капитана Ивана Матвеевича Черевина Анне и служил заседателем Галичского уездного суда. Из прошения, поданного им в дворянское депутатское собрание, видно, что Степан Никитич собирал родовые земли, выкупая части и наделы у разных лиц. В 1762 году он выкупил половину усадьбы Сулинское, заложенную его отцом, у И.Н. Головцына. К Быкову он прикупал пустоши, деревни, пашни и угодья, так что к концу жизни Степан Никитич Готовцев имел солидное по тем временам состояние. Кроме Быкова ему принадлежали в Галичском уезде усадьба Лукояново, с более чем 300 душами крепостных, усадьба Селино с деревнями в Солигаличском уезде, усадьба Ильинское, усадьба Сулинское, усадьба Залесье и деревни. Усадьба Быково, в которой Степан Никитич проживал постоянно, была центром вотчины. Мы не знаем, как выглядела в конце XVIII века усадьба, однако из документов видно, что здесь велось интенсивное сельское хозяйство и располагалось вотчинное правление. И позднее, вплоть до упразднения волостных правлений, административный центр волости находился в Быкове и назывался Быковское волостное правление, несмотря на то, что другие села и деревни в округе были намного крупнее.
Фото 2000 года. Ойнаса Д.Б.
Напротив Быкова, по другую сторону речки Пемы, располагалась деревня Степаново - центр современной сельской администрации. Любопытно то, что соседями Готовцевых по имению, владельцами Степанова, согласно окладным книгам и алфавиту владельцев Галичского уезда были дворяне Жеребцовы. О том, что они издавна владели здесь землями, напоминает и название находящейся неподалеку от Быкова деревни Жеребцово. В 1786 г. село Степаново принадлежит полковнице Марье Жеребцевой. За ней по селу записано 24 души мужского и 21 душа женского пола. Сын М.А. Жеребцовой - Александр Алексеевич был женат на одной из самых интересных женщин России XVIII века. Ольга Александровна Жеребцова (1766-1849) - родная сестра екатерининского фаворита Платона Зубова, участница дворцового заговора против Павла I, любовница английского посланника в Петербурге лорда Чарльза Уитворта, позднее - любовница принца Уэльского, будущего короля Георга IV. При дворе Екатерины II Ольга Александровна пользовалась огромным влиянием - государыня любила ее, так как сестра Платона Зубова была необыкновенно красива и умна, что признавали даже ее враги. В 1800 году О.А. Жеребцова бежала из России, так как ее роль в подготовке заговора стала известна Тайной канцелярии. Вернулась она в Россию уже в царствование Николая I. Вряд ли Ольга Александровна видела когда-либо свое костромское имение, так же как ее брат, любимец Екатерины Платон Зубов, вряд ли когда бывал в дарованной ему в этих краях экономической вотчине, названной им Новографское. Но нельзя исключить факт протекции со стороны Жеребцовых и Зубовых детям Степана Никитича Готовцева - четверо сыновей его были приняты в гвардейские полки и все, за исключением старшего Александра, оставившего службу, сделали неплохую карьеру.
Фото 2000 года. Ойнаса Д.Б.
Александр Степанович, родился в 1756 году, служил в Лейб-гвардии гренадерском полку, вышел в отставку поручиком, получил от отца усадьбу Залесье, но очевидно проживал вместе с родителями в Быкове, где и умер в 1816 году. Его жена Наталья Васильевна (девичья фамилия неизвестна, но известно, что она была неграмотна, так как сама не могла подписать ни купчие, ни другие документы) после смерти мужа продолжала жить в Быкове. В их семье было два сына - Николай и Иван, которые наследовали имение после деда Степана Никитича и умерших дяди и двоюродной сестры. Александр Степанович наследовал часть в усадьбах отца Быкове, Сулинском и Ильинском.
Три других сына Степана Никитича принимали участие в военной компании 1807-1809 годов, воевали в Отечественную войну 1812 года и потери не обошли эту семью. Василий Степанович родился в 1758 году, был военным советником комиссариатского штата, дослужился до чина полковника. Погиб во время заграничного похода 1807 года и потомства не оставил. Известно, что еще при жизни отца ему были выделены усадьбы Наумово и Трушково в Галичском уезде и усадьба Мишково в Чухломском уезде. Семен Степанович, родился в 1762 году, начинал службу каптенармусом в Лейб-гвардии Преображенском полку, дослужился до генерал-майора и кавалера, что поистине было редкостью в те времена в чухломском захолустье. Он женился довольно поздно в 46 лет на дочери Сергея Афанасьевича Щулепникова из усадьбы Тресково Солигаличского уезда. Спустя много лет Владимир Апушкин, происходивший из семьи потомственных дворян Солигаличского уезда и с детства слышавший удивительные всевозможные рассказы и истории, расскажет историю свадьбы заслуженного генерала. История интересная и многое в ней действительно подтверждается историческими фактами.
Фото 2016 года. Ойнаса Д.Б.
Знакомство Семена Степановича с 24 -летней Александрой Щулепниковой (у Апушкина 20-летней) состоялось случайно в усадьбе Боловино, в доме Надежды Ивановны Бартеневой, фрейлины, состоявшей при дворе и бывавшей в своей костромской усадьбе лишь время от времени. По меркам тех лет невеста числилась уже в старых девах, хотя и была моложе жениха на двадцать слишком лет. Свадьба состоялась в 1808 году, а спустя месяц-полтора Семен Степанович погиб в Финляндии в сражении со шведами. Это была вторая смерть в семье Готовцевых в военную компанию 1807-1809 годов. Молодая вдова, ожидавшая ребенка, осталась одна. Известно, что она жила в усадьбе Мишково, оставшейся после погибшего ранее Василия Степановича Готовцева, брата мужа. Апушкин без сомнения рассказал то, что слышал от отца и деда: «Рождение дочери Анны скрасило грустную жизнь молодой вдовы, но не надолго... Четырехлетняя малютка внезапно умерла в день своего рождения, праздновавшегося большим съездом гостей в селе Мишкове... Глухая молва говорила, что она была отравлена родственниками своего отца в корыстных целях... Александра Сергеевна над трупом дочери дала торжественный обет уйти в монастырь - и впоследствии сдержала свое слово.
На кладбище села Лосева, - также старинного дворянского гнезда - в двадцати километрах от Солигалича, может быть, и доныне высится небольшой столбик черного мрамора, на котором с трудом можно разобрать стершуюся от времени надпись, напоминающую о разыгравшейся здесь когда-то страшной семейной драме. Умерли люди - утихли страсти, время стерло все то, к чему они так жадно стремились».
Интересной деталью служит, пожалуй, то, что в 1818 году Александра Сергеевна Готовцева не участвует в разделе имений. После смерти Василия Степановича, Семена Степановича, маленькой дочери последнего Анны и Александра Степановича Готовцевых имение было поделено между детьми Александра Степановича - Николаем и Иваном Александровичами с выделом доли их матери Наталье Васильевне. Кроме того, наследники обязывались уплатить многочисленные долги дяди, последнего оставшегося в живых сына Степана Никитича Готовцева - Ивана, секунд-майора, которому еще при жизни его отца, в 1786 году, когда Иван Готовцев был курьером лейб-гвардии Преображенского полка, была выделена часть усадьбы Быково, 10 душ мужского пола и 7 женского.
Александра Сергеевна Готовцева-Щулепникова в 1816 году ушла в монастырь и осталась в истории России как основательница Петербургского Новодевичьего монастыря - игуменья Феофания.
Окончательное решение порвать отношения со светским миром пришло к Александре Сергеевне не сразу. Будучи женщиной сильного духа, большого характера, она все же долго не решалась на этот шаг. Вторично поклялась она постричься в монашество, когда «глухой осенью, при переправе через реку, чуть не утонула …. Ее спасли. Но тогда ей опять стало страшно при мысли о неизбежности теперь для нее монашества, и она мысленно прибавила, что в том случае она пойдет в монастырь, если не простудится». Впоследствии она с горечью вспоминала об этих своих колебаниях.
После долгих размышлений, по совету своего духовного наставника архимандрита Новоезерского монастыря отца Феофана Александра Сергеевна поступила в один из лучших женских монастырей того времени - Горицкий Вознесенский в Новгородской епархии. Вместе с ней, пошли многие ее крепостные девушки, принесшие с собой в монастырь различные ремесла, которые были заведены в имении – золотошвейное, ковровое и другие. Преодолев все трудности смирения, приспособления к новому для нее образу жизни Александра Сергеевна, наконец, достигла общего уважения и вскоре была пострижена в мантию. Вслед за Александрой Сергеевной пришла в тот же монастырь ее старшая сестра Мария, впоследствии принявшая схиму под именем Маврикии.
По желанию императора Николая I было принято решение основать в Санкт-Петербурге женский монастырь. Для чего из Горицкого монастыря были выписаны десять монахинь во главе с матушкой Феофанией.
Игуменья Феофания, основательница
Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря
Не легко пришлось первым насельницам новой обители. Средств на строительство выделено не было, на отведенных под застройку пустырях около Нарвской Заставы не было никаких строений, где могли бы временно проживать монахини. Но благодаря невероятным усилиям матушки Феофании монастырь был отстроен и благоукрашен.
Умерла Александра Сергеевна в глубокой старости, после продолжительной болезни в 1866 году.
Раздел между поручиком Иваном Александровичем и прапорщиком Николаем Александровичами Готовцевыми всех имений, доставшихся им после деда Степана Никитича Готовцева, дяди Василия Степановича и сестры двоюродной, дочери генерал-майора Семена Степановича, девицы Анны, был закреплен в феврале 1824 года. Оба они находились в то время на службе, и при разделе по доверенности присутствовала их мать - Наталья Васильевна. Ивану Готовцеву досталось имение Селино в Солигаличском уезде Костромской губернии - с помещиковым строением, лесами, покосами и деревнями Еремеево, Феднево, Залесье, с мельницей на реке Кисте с деревнями, а также села и деревни в Ардатовском уезде Симбирской губернии.
Николаю Готовцеву - сельцо Наумово со всем господским в нем строением, д. Селивановское, д. Сулинское, деревни с крепостными в Ардатовском уезде Симбирской губернии. В сельцо Наумово были переведены из Быкова 14 крепостных. По разделу видно, что сельцо Быково оставалось в 1824 г. за матерью их и при сельце 9 крестьян мужского пола. Николай Александрович Готовцев (1801-1858) воспитывался во 2 кадетском корпусе, служил в конной артиллерии, а позднее - воспитателем во 2 кадетском корпусе, который закончил сам.
После раздела имений подпоручик Николай Александрович Готовцев подал в 1826 году прошение об отставке по семейным обстоятельствам. В декабре 1827 года управляющий Первой армией в Могилеве генерал-фельдмаршал граф Сакен подписал приказ и Николай Готовцев вернулся в родное гнездо. Он был холост. Мать его к тому времени была еще жива и постоянно проживала в Быкове. В 1832 году Николай Александрович Готовцев подает прошение о внесении его в родословные дворянские книги по Костромской губернии с представлением документов в частности о том, что Готовцевы давно владеют Быковым. Согласно справкам дворянского собрания он к тому времени был уже женат на дочери статского советника Александра Петровича Голохвастова Наталье, за которой получил в приданое несколько деревень в Костромском уезде и 160 душ мужского пола. К этому году в семье, обосновавшейся в Быкове, уже было два сына - двухлетний Александр и полугодовалый Иван.
В это время формируется усадебный комплекс в Быкове, который частично сохранился до наших дней. Документально известно, что Николай Александрович хозяйствовал в Быкове с 1828 по 1841 год. Возможно, что чуть долее. Он женился примерно в 1828-29 годах. Так что очевидно в это время строился дом, служебные и хозяйственные постройки и планировался парк.
Усадебный дом и флигели заняли доминирующее положение в рельефе на всхолмлении вблизи склона к речке Пеме. Площадка, на которой формировался комплекс строений, была подработана, выровнена, а с восточной стороны превращена в ровную террасу. Сами строения в плане образовывали «покой» развернутый на восток в сторону парка. Комплекс достаточно четко был разделен на хозяйственный и парадный (парковый) блок. Хозяйственный - располагался компактной группой западнее главного дома и, кроме того, в прилегающем к усадьбе поле.
Фото 2000 года. Ойнаса Д.Б.
Долина речки Пемы, была перегорожена высокой, протяженной, порядка 110 метров дамбой. Благодаря чему образовался обширный пруд.
Восточнее дома и флигелей кромка террасы была обсажена сиренью. Разрыв в обсадке оставлен только напротив главного дома. Таким образом, кулисы из цветочных кустарников акцентировали внимание на центральной аллее парка и соответственно из парка на главный дом. За кромкой террасы находился широкий партер, отделявший жилую часть комплекса от парковых посадок. Расположенный на пологом склоне парк, в основе своей композиции, имел крестовую аллею с периметральной обсадкой, первоначально, видимо, состоявший только из липы мелколистной и образовавший четыре боскета. Территория парка от объездной дороги, дугой огибающей комплекс с юга и востока, отделялась плотной двухрядной посадкой акации («живой стеной»).
Фото 2016 года. Ойнаса Д.Б.
Акацией, так же, были подбиты кромки аллей. К регулярному парку примыкает пейзажная часть, развитая по пологому склону к пруду. Тропиночная сеть, здесь, была проложена по рельефу, огибая небольшие группы древесных насаждений, а в отдельных местах закреплена декоративными кустарниками в группах и рядах. С востока, в пространстве между крестовой аллеей и дугой объездной дороги так же были сформированы боскеты, выполненные рядовыми посадками декоративных кустарников.
Севернее главного дома склон к пруду был оформлен широкими террасами, в верхней части ограниченными по краям рядовыми посадками акации. Отсюда открывался прекрасный вид на водную гладь пруда и расположенную на противоположном берегу деревню, буколические виды в духе романтизма. Не менее романтичный вид открывался и с противоположной стороны пруда на усадьбу расположенную на более высоком берегу.
Фото 2016 года. Ойнаса Д.Б.
Надо заметить, что Н.А. Готовцев имел 247 душ мужского пола, а его жена - 161 душу мужского пола - среднее приличное состояния, но оно заметно менее того, что было за матерью их. Очевидно, служба в гвардии - привела к долгам. К тому же они по разделу должны были платить долги матери и дяди. Возможно поэтому Н.А. Готовцев позднее опять пошел на службу - он воспитывал кадетов во 2 кадетском корпусе.
Дети Николая Александровича: Иван Николаевич (1832-1897), статский советник, служил в Ярославле, где и умер. Первая его жена - некто Вера Карловна. Вторая - Наталья Порфирьевна Величковская. Какое-то время он жил в усадьбе Сулинское. Там же жила и его сестра - Мария Александровна, 1833 года рождения. Потомства ее не выявлено.
Старший сын Александр Николаевич (1830-1860-е), в 1853 году подавал прошение о выдаче ему копии с указа о дворянстве, где о себе сообщал, что он служит писцом в Московском губернском правлении. В 1860 году, он баллотировался на должность галичского мирового судьи. И видимо, вскоре после этого он умер. Брат его и сестра жили в другой родовой готовцевской усадьбе - Сулинском. Потом Иван Николаевич переехал в Ярославль.
Вероятно, где-то в 1870-х годах наследники Николая Александровича Готовцева продают усадьбу Быково и земли. В. Магницкий сообщал о том, что усадьба была продана управляющему. Сведения о ней в начале века скудны и, судя по упоминаниям, усадьба в начале века именуется починок Быков, который принадлежит некоему Быкову Александру Львовичу.
В эти годы парк получил дальнейшее развитие. Была сделана попытка разрушить его строгую регулярность. В парке появились: береза бородавчатая 120-130 лет, тополь бальзамический 110 лет, пихта сибирская 110-120 лет, ель обыкновенная 110-120 лет, ассортимент характерный для периода эклектики и модерна.
Пространство боскетов в регулярной части парка получило насыщение из свободно посаженных (одиночно и группами) деревьев. Центральная аллея, в восточной части регулярного парка, была сужена и выполнена из акации, а параллельно ей пространство прилегающих боскетов было прорезано двумя вспомогательными акациевыми аллеями.
По террасам северного склона к пруду, посадки акации были дополнены посадкой рябинника рябинолистного, а по нижней террасе созданы кулисы из рядовых посадок березы.
До 1930-х годов в усадьбе вел крестьянское хозяйство Константин Александрович Решетников. В это время еще сохранялся главный усадебный дом. По воспоминаниям старожилов это был вместительный одноэтажный деревянный дом на каменном фундаменте под вальмовой кровлей, крытый железом. Портика или колонн старожилы уже не помнят. Дом выходил лицом на аллею. Был разрушен около 1960 года. Долгое время сохранялся и второй деревянный флигель (в настоящее время утрачен), в котором в 1920-30 годы проживал сын крестьянина Решетникова с семьей.
После коллективизации в усадьбе была создана опытная Агрономическая станция, на которой выращивали пробные сорта зерна и люпин для производства удобрений. В годы войны в усадьбе работала артель по катке валенок. После войны усадебные здания были приспособлены под квартиры для членов правления колхоза.
В 1980-х годах уцелевший усадебный флигель был продан под дачу частнику из г. Галича (умер ок. 1998 г.), наследники живут в Галиче, с этого времени усадебный флигель не используется.

Ойнас Д.Б., Йенсен Т.В., Кондратьева И.Ю., Сорокин А.И.
//Костромская усадьба. Кострома. 2006

После выхода книги, прошло время. Сейчас в судьбе усадьбы Быково случились серьезные перемены. Теперь у нее появились новые хозяева, замечательная семья Покровских - Денис и Софья. Они с большим пиететом отнеслись к усадьбе и уже ведут работы по ее исследованию и преобразованию.

Фото 2016 года. Ойнаса Д.Б.

Фото 2016 года. Ойнаса Д.Б.

Фото 2016 года. Ойнаса Д.Б.

Комментарии

Популярные сообщения