Наследие нужно добывать, как уголь и нефть


Дмитрий Ойнас: «Наследие нужно добывать, как уголь и нефть»
Опыты материализации нематериального

На счету Дмитрия Ойнаса, историка и ландшафтного архитектора, президента Делового клуба «Наследие и экономика», - десятки проектов по включению объектов наследия и исторических территорий в современный социокультурный и экономический оборот.

Результат одного из них, в которых он принял участие, – совершенно точно – известен каждому россиянину: коломенская пастила, ставшая, точнее сказать, вернувшая себе титул городского бренда. О том, как это удалось и возможно ли повторить успех – Дмитрий Ойнас рассказал в интервью «ОГ».

Интервью Информационно-практическому журналу
 "Охраняется государством", Выпуск №7 (2018)


- Дмитрий Борисович, в Реестре объектов нематериального культурного наследия России есть обряды почитания духов, танцы, песни, но нет ничего, связанного с едой. Можно ли вообще гастрономию, кулинарию считать наследием? Это же все-таки «живая» вещь…

- Лучше ориентироваться на критерии ЮНЕСКО, в реестрах которого кулинарное наследие присутствует. Просто для нашей страны это непривычный взгляд на наследие, и сейчас вопрос стоит о создании неких прецедентов.

На мой взгляд, самое важное в наследии – не материальная его сущность, а символическая. Потому что, по сути, материальное – это просто набор элементов, строительных материалов. А вот все остальное - даже имя мастера, архитектора и заказчика – это уже нематериальная составляющая, которая зачастую важнее материальной. И чтобы с нематериальным работать, надо искать формы для его материализации. Это и есть технология. Чтобы понимать, что является наследием в кулинарной тематике, на него и нужно смотреть с этого ракурса.

- А как же с понятием подлинности?

- Мы привыкли определять подлинность предмета по тому, что реально можно пощупать. Да, конечно, бревно или кирпич несут след предшествующей эпохи, но не менее важна и технология, по которой это было создано. В Японии зачастую просто разбирают исторический объект и восстанавливают «один в один», но по исторической технологии. Для них то, как это сделано, важнее, чем из чего.

В кулинарной теме наследие имеет еще одну особенность. Это наследие – «мерцающее». Оно - то есть, то нет. И постоянная величина здесь – это также технология.

И я думаю, что вообще процессная составляющая – основа в любом виде наследия. Если говорить об актуализации наследия, то здесь нематериальная составляющая даже будет важнее материальной, что подтверждает, кстати, реальная практика. Если мы отреставрировали объект, но не вернули формат использования – он опять будет стоять и разрушаться… Даже если им начинают пользоваться, но не в той форме и не в том аспекте, в котором он использовался, энтропия на объекте будет нарастать. Потому что новое использование не совпадает с историческим.


Но – если ты думаешь о том, как нематериальную составляющую сделать понятной, доступной, то надо возвращать историческую функцию. И так – материализовывать нематериальное. Если объекту вернуть его функцию, то он сохранит сам себя.

Еда и гастрономия – один из распространенных способов актуализации, она нужна всегда. Это часть потребностей человека. Другое дело, что мы живем в постиндустриальном обществе, а в нем важно не просто получить еду, а получить ту еду, которую хочешь, которая тебе интересна и кажется вкусной именно тебе. И вот тут включаются нематериальные факторы, влияющие на выбор. Мы часто покупаем не продукт, а бренд, который, как мы считаем, гарантирует качество, снижает риски, является признаком социального статуса, в конце концов.

Так же и с наследием. Просто нужно понять, что наследие – это ресурс, это такой же ресурс, как уголь и нефть, и его тоже нужно добывать. И добыча – это часть технологии.

Предположим, мы видим роскошное здание. Наш исторический и искусствоведческий опыт подсказывает, что наверняка это работа известного архитектора. Но, пока мы не проведем исследований и не будем знать, кто это конкретно, мы не сможем оценить объект в полной мере. Предположим, мы узнали, что здание построил Баженов. Планка ценности резко поднялась, и наше отношение также изменилось. Мы повысили статус объекта. Но! Пока мы не нашли способ актуализировать объект для людей, которые не знают, кто такой Баженов и ничего не понимают в архитектуре, мы не можем перейти на следующий уровень.

- Вы говорите, что бренды, в том числе гастрономические, воссоздаются, следуя спросу. Но в случае коломенской пастилы процесс был, скорее, обратный. Никто в Коломну специально за ней не ездил. Как получилось убедить людей, что нельзя побывать в Коломне и не купить пастилы?

- Да, в постиндустриальную эпоху обратная схема работает лучше. Рынок перенасыщен товарами. Нет необходимости искать товар, есть необходимость его выбрать. И если сам товар получает максимум эффектов, которые связаны с продвижением его через нематериальную составляющую при наличии материальной – вкусно, полезно, экологично, то человек скорее выберет это, чем другой похожий, но рядовой продукт.

И в данном случае наш проект не «про еду» проект. Мы не еду продаем. Мы продаем впечатления, которые люди воспринимают всеми органами чувств. Если такой эмоциональный отклик возник – все, продукт будут покупать. Сейчас по стране 12 крупных кондитерских заводов переквалифицировались на пастилу, пастила снова стала национальным продуктом.


Важный момент. Когда в Коломне мы возрождали пастилу, мы сделали производство прямо там. Всегда при работе с наследием нужно максимально задействовать локальные символы и перерабатывать их там, где эти символы родились. Не только яблоки в пастилу, но и истории и традиции - в туристические сервисы, музейные экспозиции и т.д.

Если же вы подходите к этому символу как просто к еде и объекту продажи, то вы фактически уходите из сегмента наследия в пищевую промышленность.

- С точки зрения бизнеса эти впечатления доходны?

- Да, именно впечатления доходны. Когда мы водим экскурсии, мы продаем знания и впечатления. Качество нашего продукта и в итоге - покупают его или нет -  во многом зависит от качества наших знаний и впечатлений.

Если к наследию вы изначально подходите как к инфраструктурной единице и хотите, скажем, баженовское здание наполнить гостиничными номерами, офисами или ресторанами, то это будет модель линейная: товар-деньги-товар. Если же вы начинаете работать со смыслами, связанными с этим объектом, то система усложняется, вы будете «предлагать» товар в развернутом виде: не только стены, не только квадратные метры, качество ремонта, но и сервисы, связанные с символическим наследием этого объекта. Это усложняет задачу. Но, как всякий дифференцированный подход, дает большую устойчивость на любом рынке.


- Мэр Суздаля недавно жаловался, что доходы от туризма городу не достаются. Из 2,5 млрд рублей, которые приносят туристы, в распоряжение Суздаля попадают 0,75 %. Ощущает ли Коломна выгоду от своего гастрономического бренда?

- Это вопрос  к региону и его налоговой политике в отношении муниципалитетов. В Коломне, например, остается гораздо больше из того, что платят туристы.

Но если говорить об общем подходе, то нужно считать не только наполняемость бюджета, но и те эффекты, которые происходят буквально «на земле»: занятость, доходы людей и их стимул оставаться в городе, а не уезжать. Важен комплексный подход. Главе любого города нужно учитывать складывающиеся тенденции, обращаться к властям региона с инициативами по изменению распределения налогов, а также мотивировать связанные с туризмом компании здесь же и регистрироваться, чтобы они становились местными налогоплательщиками.

- Что конкретно получила Коломна от развития своего гастрономического бренда? Что изменилось для горожан?

- Подорожала недвижимость в исторической части города. Лет восемь назад она практически ничего не стоила, но теперь цены сопоставимы с московскими. Другой показатель – количество туристов. По статистике Ростуризма Коломна – один из лидеров посещаемости, нам даже дают третье место после Москвы и Суздаля. Количество туристических сервисов, а значит, и число рабочих мест – это яркий показатель – больше 2,5 тысяч. То есть  туристическая отрасль стала одной из градообразующих.

Изменилась и ситуация в плане отношения к старому городу - и у властей,  у жителей. В старый город стала переезжать из современных микрорайонов молодежь. Если еще лет десять назад исторический центр был маргинальной средой, то теперь инвестиции в старый город, его благоустройство, выше, чем в новые районы.

Вырос и медийный интерес к исторической части Коломны – про нее пишут, снимают сюжеты. Ну и заметно, что изменилось сознание людей и их восприятие и отношение к исторической среде. Раньше на заборы в центре города  было страшно смотреть: покосившиеся, убогой краской выкрашенные,  теперь же - забор из профнастила почти не встретишь. То есть люди по-другому оценивают то пространство, в котором живут. И возникли, кстати, новые традиции. Например, так называемый «яблочный коммунизм». По осени сейчас жители выставляют мытые яблоки – любой прохожий может угоститься. Раньше такого не было…


- Кстати, как получилось, что вы «выбрали» именно пастилу?

- Это была цепь событий. В Ледовом дворце Коломны регулярно проходят крупные соревнования, но это мало «трогает» горожан, так как, скажем, конькобежный спорт – не массовый. И вот как-то там проходил чемпионат мира, и возникла потребность сделать общий праздник: и для болельщиков, и для жителей, причем наследие и индивидуальность Коломны тоже как-то проявить. Мы придумали фестиваль «Ледяной дом»: Иван Лажечников – коломенец, и фабула романа легла в основу сценария фестиваля. Решили, что на празднике должен работать «бабий рынок», который действовал до революции. Но чем торговать? Хотели, чтобы были местные товары, но на тот момент фермеров было немного. А в романе Лажечникова описывается парад народностей собранных со всей империи в Санкт-Петербурге, во главе которого шествовала коломенская пастильница. Мы на тот момент вообще не знали, кто это. И что за пастила такая. Никто не знал, как ее делать, какова она на вкус. Рецепт нашли, а технологии-то производства - нет. Коломенская пастила, как известно, белопенная, взбитая. Стали искать технологию. Произвели первую партию, просто в домашних условиях. Дали людям попробовать во время фестиваля. Понравилась. Местные жители стали обсуждать, что-то рассказывать. И мы подумали, что можно сделать что-то большее, чем просто десерт. Сделали маленький музей. Он и правда маленький, занимает флигель, в котором купчиха Суранова ручным способом делала пастилу. А музейная фабрика пастилы находится в бывшем здании фабрики пастилы купца Чуприкова, наша калачная – в бывшей калачной лавке.


И это тоже часть технологии, о чем я говорил выше. Продукт надо делать там, где он бытовал. Тогда сама среда тебе будет помогать. Если же идея произвольна, и ее к тому же помещают в место, где ее и быть не могло, то все начинает мешать, надо со всем бороться, всем все доказывать.


Самые классные эффекты возникают, когда начинаешь использовать не какие-то глобальные истории, а истории маленьких вещей и простых людей. Потому что это понятно всем вокруг нас. Да, это штучная работа. Но технология применима везде. В основе – идея, вынутая, «добытая» из конкретного места. Проблема в том, что люди часто пытаются сделать сразу что-то глобальное, свое маленькое место достроить до форматов государства. А надо действовать наоборот – брать маленькое, местное, и делать его важным для всех.


Беседовали Евгения Твардовская, Константин Михайлов
Иллюстрации предоставлены Дмитрием Ойнасом


Комментарии

Популярные сообщения