Дирижабль. Облако над городом


Цеппелин над Летним садом
Мечты о полетах занимали умы людей во все эпохи и времена. Множество мифов и легенд отражают эту извечную мечту человечества. Но претворяться в жизнь она начала относительно недавно. Первые устройства для полетов не имели крыльев, они родились в результате внимательного наблюдения за движением теплого воздуха, дыма, облаков. Да и внешне, они чем-то напоминают облака, только облака рукотворные.
Запуск монгольфьера в Версале 19 сентября 1783 года

В августе 1709 года, в Португалии, Бартоломеу де Гусман продемонстрировал модель воздухоплавательного аппарата, представлявшего собой тонкую яйцеобразную оболочку с подвешенной под ней маленькой жаровней, при испытании поднявшуюся в воздух на 4 метра.
Бытует предание о том, что в Рязани в 1731 году некий подьячий Крякутный, происходивший родом из г. Нерехты, пытался осуществить полет на тепловом воздушном шаре. Но эта история подвергается сомнению многими современными исследователями.
Лишь 19 сентября 1783 года в Версале в присутствии короля Людовика XVI воздушный шар, созданный  братьями Жаном-Этьенном и Жозефом-Мишельем Монгольфье, взмыл в воздух, унося в своей корзине первых воздушных путешественников, которыми были баран, петух и утка. Шар пролетел 4 километра за 10 минут. А затем, 21 ноября 1783 года в Париже впервые в воздух на монгольфьере поднялись люди - физик, изобретатель Жан Франсуа Пилатр-де-Розье и маркиз д’Арланд.
В дальнейшем монгольфьеры, в силу присущих им недостатков -  необходимость брать на борт большое количество топлива, опасность возникновения пожара в воздухе и др. - уступили своё место аэростатам, наполняемым водородом, так называемым шарльерам. Но и эта  конструкция, сама по себе, не решала одной из главных проблем – проблемы управления аппаратом, возможностью двигаться независимо от направления воздушных потоков. И эту проблему должен был решить управляемый летательный аппарат – дирижабль.

Изобретателем дирижабля считается Жан Батист Мари Шарль Мёнье. Он в 1784  году предлагал сделать дирижабль в форме эллипсоида. Управляемость должна была быть осуществлена с помощью трех пропеллеров, вращаемых вручную усилиями 80 человек. Однако, только 24 сентября 1852 года, был создан первый дирижабль с паровым двигателем конструкции А. Жиффара. С тех пор, конструкции дирижаблей только совершенствовались. Дирижабль в течение нескольких десятилетий стал одним из самых передовых транспортных средств. Именно он мог переносить больше груза, чем самолёты, и это положение сохранялось в течение многих десятилетий.  Особенно перспективными были разработки дирижаблей с жесткой оболочкой. Конструкция таких дирижаблей и её развитие связано с именем немецкого графа Фердинанда фон Цеппелина.
Один из первых Российских дирижаблей "Лебедь"
Способность дирижаблей перемещать значительные грузы на большие расстояния, их


эффективность для проведения разведывательных операций, бомбардировки укреплений, были быстро оценены военными и дирижабли активно приняли участие в Первой мировой войне. Наиболее внушительными воздухоплавательными парками в это время обладали Россия, Германия и Франция.
Считается, что эпоха дирижаблей закончилась в 1937 году, когда при посадке в Лэйкхёрсте сгорел немецкий пассажирский дирижабль-лайнер «Гинденбург». Заполненные взрывоопасным газом дирижабли редко горели и терпели аварии, однако их катастрофы причиняли более значительные разрушения по сравнению с самолётами того времени. Интерес к дирижаблям сократился, но не исчез. Их продолжали строить и использовать в различных отраслях хозяйства и в военных целях. А в конце XX века интерес к дирижаблям возобновился с новой силой. Теперь вместо взрывоопасного водорода применяется инертный гелий, получение которого стало относительно дешёвым. Сферы применения дирижаблей достаточно многочисленны, это – грузовые и пассажирские перевозки, радиолокация, телекоммуникация и связь, военная сфера, рекламные, туристические полёты, наблюдение за дорожным движением и т. п. Все больше компаний начинает рассматривать данное направление как перспективное и подключается к разработке аппаратов на основе новых технологий, материалов и запросов времени.
В США ведутся работы по проектированию как малых аэростатов связи массой до двух килограмм, так и стратосферных дирижаблей стратегического назначения способных действовать на верхней границе стратосферы. Французская компания Aerospace Adour Technologies совместно с почтовой службой изучает возможность эксплуатации дирижаблей для транспортировки посылок. Германская компания Deutsche Zeppelin-Reederei использует дирижабли нового поколения для перевозки туристов и научных грузов.
В России сегодня также разрабатывается ряд моделей дирижаблей, как военного, так и гражданского назначения. Более того, эта отрасль недавно получила серьезную официальную поддержку со стороны правительства.
В 2009 году на авиасалоне МАКС компания «АэроСкан», представляла дирижабль Аи-30, пилотировал который коломенец Алексей Бадакин. В 2004 году был запланирован перелет через Россию в Японию дирижабля Zeppelin NT Он был приобретен японской компанией «Nippon Airship Corporation» у немецкой компании «Zeppelin Luftschifftechnik GmbH & Co KG». Он должен был пересечь границу Финляндии и России и, сделав остановку в городе Пушкин, далее следовать в сторону Москвы, где для него остановочным пунктом должен был стать коломенский аэродром, наиболее всего подходивший для этого в Подмосковье. Целью данного перелета был не только перегон дирижабля в Японию, но и экспертная оценка транспортного коридора между Европой и Азией, оценка инфраструктуры и участков маршрута так же с точки зрения внутреннего использования.
Возможно, в недалеком будущем по маршрутам между городами полетят дирижабли - эти рукотворные облака. Появится новая транспортная сеть, не зависящая от наличия пробок на дорогах. Возникнут новые туристические программы и маршруты позволяющие осматривать достопримечательности с высоты. И каждый желающий сможет однажды проплыть на облаке над Коломной.

Дмитрий Ойнас
Журнал «Околоколомна»
Коломна, 2010

Комментарии

Популярные сообщения