Усадьба дворян Хотяинцевых Моногарово. Предварительные материалы полевого исследования 2016 года

рис.1. Церковь Сошествия Святого Духа с приделами в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя свт. Димитрия Ростовского


«……. о Павле Петровиче Хотяинцеве. Он с женою, кажется Феодосьею Яковлевною [Сергеевною], жил в своем селе Моногарове. Большой деревянный дом его находился возле самой церкви, и мы с маменькой, бывая всякое воскресенье в церкви, каждый раз были приглашаемы из церкви на чашку кофе. Но вместо кофе тут бывал целый завтрак с аппетитным пирогом с начинкою из яиц, зеленого луку и молодых цыплят. Кроме взрослого сына, который служил где-то юнкером, у них был 4-летний сынок, родившийся после 12-летнего перерыва, и в этом сынке родители не слышали и души (...) Хотяинцевы изредка бывали и у нас...». Так вспоминает об усадьбе Моногарово и ее хозяевах, Андрей Михайлович Достоевский, брат великого писателя.[1]
Владельцы Моногарова для семьи Достоевских были не просто соседями, исторические факты и легенды связывают эти два семейства довольно крепко! Известно, что родители Федора Михайловича Достоевского, Михаил Андреевич и Мария Федоровна, приобрели у Хотяинцевых деревню Даровое, в которой и проживали в дальнейшем. С ними связаны, достаточно традиционные среди землевладельцев, споры о земле. С именем П.П. Хотяинцева связана версия о насильственной смерти отца писателя, которую, впрочем, опроверг Г.А. Федоров в статье «Домыслы и логика фактов», доказавший на основе найденных им архивных документов, что М.А. Достоевский не был убит крестьянами, а умер в поле между Даровым и Черемошней своей смертью от «апоплексического удара».[2] Так что, изучение усадьбы Моногарово и семьи Хотяинцевых, в контексте изучения и мемориализации мест связанных с Ф.М. Достоевским, является одной из актуальных задач.
В настоящее время, состояние усадьбы Хотяинцевых в Моногарово, нельзя назвать даже плачевным, так как, по сути, от нее не осталось ни построек, ни парка. Более того, северная часть усадебного комплекса, там, где располагался служебный и хозяйственный блок, в настоящее время подверглась дачной застройке.
План-схема усадьбы Хотяинцевых в Моногарово. Д.Б. Ойнас, 2016 года.

Сохранилась церковь Сошествия Святого Духа с приделами в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя свт. Димитрия Ростовского, построенная в стиле барокко в 1763 году (рис.1; №2 на плане) и здание приходской школы (рис.2; №3 на плане). В 1822 году при храме была сооружена колокольня. На кладбище при церкви похоронен отец писателя Ф.М. Достоевского Михаил Андреевич, но местоположение могилы утрачено.
рис.2. Руины здания церковно-приходской школы

Из исторических насаждений, единично или в куртинах сохранились:
1.      Липа мелколистная
2.      Тополь группы бальзамических SP.
3.      Яблоня домашняя
4.      Яблоня сибирская
5.      Груша домашняя
6.      Сирень обыкновенная
7.      Акация желтая
8.      Боярышник колючий.
9.      Боярышник кроваво-красный
10.  Роза SP
11.  Спирея Вангутта
12.  Спирея иволистная
13.  Земляника мускусная
14.  Лилия мартагон (саранка)
15.  Колокольчик широколистный
16.  Хатьма тюрингенская
17.  Маргаритка многолетняя
           
Таким образом, изучение комплекса усадьбы возможно только с использованием археологических методов, методов геоботанического и ландшафтного анализа, анализа микрорельефа, привлекая аналоговые, косвенные и сопутствующие источники.
Село Моногарово, в настоящее время находится в Зарайском районе Московской области, а до 27 апреля 1923 входило в состав Каширского уезда Тульской губернии. Впервые в исторических документах, оно упоминается еще в Писцовых книгах XVI века в которых числится за Хотяинцевыми.
При производстве работ по межеванию земель Моногарова 19 августа 1770 года землемер Лопатин записал – «Манагарово сельцо, что ныне село надворного советника Василья Иевлева Хотяинцева с протчими». И в нем 121 душа мужского пола[3]. А селом, сельцо Монагарово, стало после того, как этот самый Василий Хотяинцев построил в нем Духовскую церковь в 1763 году. Слово «сельцо» обозначает, что это был населенный пункт, где имелась усадьба владельца земли. А это значит, что еще до постройки церкви, Хотяинцевы имели здесь усадьбу. Следы одной из построек этого периода, были выявлены в 2006 году, археологической экспедицией под руководством А.С. Сыроватко. Им были проведены работы по исследованию руинированного здания церковно-приходской школы в Моногарово, расположенного вблизи храма Сошествия Святого Духа, в результате которых выяснилось, что существующее здание стоит на месте более раннего сооружения, относящегося как минимум к первой половине-середине XVIII века.[4]
            Усадебный комплекс был построен на левом высоком коренном берегу реки Уйны. Русло реки было запружено, благодаря чему образовался пруд внушительных размеров, площадь водного зеркала которого составляла около 2 Га. В настоящее время, дамба пруда разрушена и, пруд, соответственно, не существует. Его ложе, заросло ивняком, тополем, кленом остролистным и ясенелистным (№10 на плане).
рис.3. Местоположение главного усадебного дома с обозначением трассы фундаментной ленты.
           
Местоположение главного дома было выявлено по нюансам микрорельефа (рис.3; №1 на плане), богатым отложениям органики и строительных остатков, вблизи северного фасада храма, на расстоянии 17 м. что соответствует 8 саженям. Сохранившиеся в микрорельефе трассы залегания фундаментов главного дома позволили достаточно точно определить его площадь. Это было относительно небольшое, по всей видимости, деревянное здание, размером 16 м (7,5 саж) на 13 м (6 саж). Обнаруженные на этом месте кирпичи, использованные, видимо, в фундаменте, имеют размеры 290-295 х 145 х 80-85 мм. Такие параметры кирпича характерны для построек конца XVII – первой половины XVIII века.
Кирпич аналогичных параметров, был обнаружен северо-восточнее местоположения главного дома, ближе к реке Уйне (295 х 145 х 80 мм). Это место, в настоящее время, занято частным огородом. Не смотря на проводившуюся хозяйственную деятельность на этом участке, в микрорельефе и в почвенных отложениях до сих пор прослеживаются следы существовавшей здесь когда-то постройки. Надо полагать, что это был флигель, фланкировавший парадный двор усадьбы с северо-восточного угла (№4 на плане).
            Следы еще одной постройки, видимо относящейся к этому же периоду, были обнаружены при проведении археологических работ в здании бывшей церковно-приходской школы (рис.2; №3 на плане). [5] С.А. Сыроватко удалось выявить яму погреба, относящегося к более раннему зданию, чем здание школы, а выводы сделанные автором на основании собранного им здесь материала, дают нам датировку этой постройки соотносимую со временем появления главного дома усадьбы. Планировочная логика, расположение этой утраченной постройки на одной оси с ранее описанным предполагаемым северо-восточным флигелем, позволяет нам полагать, что это был еще один флигель, фланкирующий парадный двор с другой, с юго-восточной стороны. Отнесению этой постройки к указанному времени, способствует и тот факт, что при исследовании одной из ям рядом со стеной приходской школы, в основании фундаментной ленты была обнаружена группа кирпичей, абсолютно совпадающих в габаритах с кирпичами, обнаруженными на месте главного дома - 295 х 145 х 85 мм.
            Других структур, относящихся к раннему периоду (как минимум к первой половине XVIII века) существования усадьбы пока выявить не удалось. Требуются более серьезные археологические изыскания.
Возможно, что уже тогда при усадьбе существовал парк, но на сегодняшний день, не сохранилось ни одного исторического насаждения этого периода. Из сохранившихся насаждений все относятся к более поздним этапам развития комплекса усадьбы. Единственное, что может соотносить выявленные нами парковые планировочные структуры с ранней эпохой усадьбы, так это то, что парк имел регулярную барочную планировку, что вполне соответствует тому времени. В основе планировки парка лежала так называемая «крестовая аллея», делившая его на четыре боскета, которую удалось проследить в микрорельефе и благодаря зачистке уплотнений грунта в тех местах, где проходили парковые дорожки. Эта планировка парка существовала здесь на всем протяжении истории усадьбы, изменяясь лишь в нюансах. Зафиксированные в микрорельефе, в западных боскетах парка, декоративные рельефные структуры, напоминающие барочные арабески, используемые при формировании цветочных композиций или композиций из бордюрных кустарников, также характерны для периода барокко.
            В 1763 году, В.И. Хотяинцев строит в сельце храм Сошествия Святого Духа. Эта, хорошо датированная постройка, а также размеры кирпича использованного при ее строительстве, дают нам дополнительные планировочные ориентиры и материал для сопоставления. Размеры кирпича раннего периода строительства храма – 280-285 х 120-125 х 70-75, кроме того, использовался еще один размер кирпича – 240-260 х 120-125 х 70-75, видимо для выполнения работ по выкладке сложного рисунка архитектурного убранства стен. Эти параметры кирпича, а также «верстовая кладка» и способ расшивки шва – «прямая односторонняя подрезка», вполне соответствуют известной дате постройки храма.
            Ко времени постройки храма, следует отнести и строительство довольно внушительного по размеру строения (34 м. (16 саж) х 38,5 м. (18 саж)), следы которого удалось выявить в северо-западной части комплекса. В настоящее время, это место частично застроено частными домами, частично занято огородами. Тем не менее, северный край этой постройки не попал под застройку и хорошо просматривается в рельефе (№5 на плане). Кроме того, здесь в почве, обнаружен строительный мусор и кирпич, параметры которого и позволяют нам предполагать появление этого строения фактически вместе с Духовским храмом в 1760-1770-х годах – 260-270 х 120-135 х 75-80 мм. Если судить по плану генерального межевания 1770-х годов, а так же, по дублирующему его, геометрическому плану села Моногарова 1874 года[6] (рис.4), эта постройка имела каре-образную форму в плане. По всей видимости, это был скотный двор.
рис.4. Геометрический план села Моногарова 1874 года, дублирующий план межевания 1770-х годов.
            
Надо полагать, что к этому времени относится и постройка каменного здания, которое впоследствии стало использоваться для церковно-приходской школы. Точно определить его первоначальное использование пока не представляется возможным, но так как оно строилось на месте утраченного или снесенного юго-восточного флигеля, можно полагать, что и после перестройки оно несло ту же функцию. Его размеры: длинна – 15 метров (7 саж), ширина – 8,5 метров (4 саж). О том, что это здание было выстроено вскоре после постройки Духовского храма, мы так же можем судить по параметрам кирпича, методу кладки и использованному раствору. Размеры кирпича, использованного в кладке приходской школы, близки по габаритам с кирпичом в кладке Духовского храма раннего периода строительства и усадебного скотного двора – 260-270 х 115-125 х 60-75 мм.
            Северо-восточный флигель в это время, так же претерпевает изменения. От комплекса скотного двора к нему, параллельно реке Уйне, вытягивается пристройка, фактически срастившая два этих здания.
            Парк при усадьбе в это время, безусловно, уже существовал (№12 на плане). На это указывает возраст единично сохранившихся лип мелколистных (на момент исследования их возраст составлял 220-230 лет (2016 г.). Аллеи и боскеты из липы являлись скелетообразующими структурами парка. Парк примыкал к главному дому с западной стороны и имел регулярную планировку. Однозначно, к этому же времени следует отнести появление здесь лилии саранки, а также, возможно акации обыкновенной, боярышника, розы, сирени и земляники мускусной.
            Территорию хозяйственного двора от жилой части усадьбы отделял обширный, вытянутый с запада на восток, луговой партер (№11 на плане). Его параметры: ширина 32 м (14 саж), длинна 96 м (45 саж). Партер, со стороны реки Уйны, отсекался от нее пристройкой скотного двора, что создавало эффект целостности элементов комплекса и замкнутости пространства.
            Следующий период строительной активности в усадьбе приходится на 1820-1830-е годы. В это время усадьба принадлежит отставному майору Павлу Петровичу Хотяинцеву и его жене Федосье Сергеевне. А село Моногарово уже разделено на 2 части, между двумя владельцами. Усадьба Хотяинцевых относится ко 2-й части села, первая часть принадлежала дворянке Небольсиной.
            В этот период, в 1822-23 году, при храме строится массивная колокольня в три яруса, увенчанная шпилем, частично перестраивается трапезная и изменяется убранство фасадов храма. Таким образом, в нашем распоряжении появляется еще один временной ориентир с датированным строительным материалом. Параметры кирпича использованного при этой перестройке храма следующие – 245-255 х 70-75 х 120-125 мм.
Вскоре после возведения колокольни или одновременно с ней, в хозяйственной части комплекса появляется еще одна внушительная постройка. Она была возведена в линию со скотным двором, в северо-западной части комплекса усадьбы (№7 на плане). Несмотря на то, что на данной территории сейчас располагается частная застройка и огороды, следы этого здания до сих пор возможно проследить в микрорельефе и отложениях в почве. Из какого материала было выстроено это здание неясно, но фундамент под ним был кирпичный на «в живую» уложенных в грунт валунных камнях. Размеры обнаруженного здесь кирпича – 250-255 х 70-75 х 125-140 мм, близки по параметрам кирпичу, использованному при строительстве колокольни Духовской церкви, что позволяет нам соотнести их по времени появления.
рис.5. Местоположение служебного флигеля с обозначением трассы фундаментной ленты.

Видимо немного позже, к концу 1820-х к 1830-м годам, следует отнести появление другой постройки, выстроенной на западной границе партерного луга, замкнувшей его окончательно (рис.5; №6 на плане). Возможно это один из служебных флигелей, выстроенных для проживания дворни обслуживающей хозяйство. В настоящее время строение утрачено, но сохранилась кирпичная фундаментная лента и пол, выложенный кирпичом «в елочку» (рис.6), своеобразный кирпичный паркет. Параметры обнаруженного здесь кирпича 250 х 70 х125-140 мм, что отчасти сопоставимо с кирпичом, использованным при строительстве церковной колокольни. Постройка была обнаружена при планировании участка под строительство детской площадки. В результате, ножом бульдозера был срезан поверхностный слой земли, обнаживший фундаменты и позволивший собрать обширный подъемный материал. В частности, значительное количество фрагментов керамической посуды XVIII-XX века, чернолощеной, глазурованной (желтая и зеленая эмаль), красноглиняной, белоглиняной; фрагментов фарфоровой, фаянсовой, стеклянной посуды; печных изразцов с рисунком голубой и коричневой эмали, металлических предметов этого же периода. Наличие на некоторых предметах, относящихся к XIX столетию, следов воздействия высоких температур – оплавления, деформации, изменения фактуры, а также многочисленных угольных остатков в почве, позволяет предположить, что в здании некогда был пожар. Но так как, здесь же были обнаружены предметы конца XIX XX века, без следов воздействия огня, здание было восстановлено и продолжало существовать и далее.
рис.6. Фрагмент мощеного кирпичом «в елочку» пола служебного флигеля.

Кроме того, судя по аналогичным параметрам использованного кирпича, тогда же, вокруг храма была выстроена церковная ограда. Она прямоугольником, вытянутым с запада на восток, охватила храм и начавшее формироваться к этому времени кладбище (рис.7; №8 на плане). Примкнула, в восточной своей части, к южному флигелю, фактически включив его в церковный ансамбль. С севера и юга, ограда отстояла от храма на 10,5 м (5 саж), а с запада, где были сделаны парадные ворота, на 8,5 м (4 саж). Здесь, внутри этой новой ограды, с юго-восточной стороны храма, в 1839 году был похоронен отец Ф.М. Достоевского - Михаил Андреевич Достоевский.
рис.7. Обозначение трассы фундаментной ленты церковной ограды при Духовском храме.

Рядом с оградой, у ее юго-западного угла появилось квадратное в плане здание - 10,5 х 10,5 м. (5 х 5 саж). Его месторасположение, дает нам повод предполагать, что оно предназначалось для церковного причта (№9 на плане). Судя по обилию органики в почве, древесной трухе, здание было деревянным, но опиравшееся на кирпичный фундамент. Обнаруженный здесь кирпич - 250 х 125-130 х 65-70 мм, по параметрам близок кирпичу служебного флигеля. По всей видимости, оба здания строились в одно время или, как минимум, друг за другом.
Таким образом, к 1831 году, ко времени приобретения Достоевскими у Хотяинцевых имения в Даровом, усадьба в Моногарово это небольшой комплекс площадью около 2,5-3 га, без учета площади пруда, устроенного в долине Уйны. Вместе с ним, это порядка 4,5-5 га. В годы жизни в Даровом Федора Михайловича Достоевского, усадебный комплекс в Моногарово еще продолжал строиться и развиваться. Скорее всего именно в это время в парке усадьбы появились зафиксированные нами спиреи, колокольчик, маргаритка, хатьма тюрингенская.
Ко времени очередного межевания, которое проводил землемер Кондианов в сентябре 1850 года, владельцами Моногарова числятся, в первой части - штабс-капитанша Вера Дмитриева Дашкова, а во второй - майор Павел Петров Хотяинцов.[7]
Видимо, дальнейшего развития комплекс усадьбы в последующие годы не получил. Во всяком случае, это не прослеживается на основе доступных нам полевых и документальных материалов. За исключением, разве что, появления среди насаждений тополя группы бальзамических, которому никак не более 150-ти лет. К тому же, по всей видимости вскоре после крестьянской реформы 1861 года, Хотяинцевы продали усадьбу. Сестра Ф.М. Достоевского Вера Михайловна в одном из писем в 1872 году сообщает, что имение Хотяинцевых с аукциона приобрёл их сосед Костюрин.
У этого Костюрина Ф.М. Достоевский собирался снять дом для летнего отдыха своей семьи, но под влиянием супруги отдал предпочтение Старой Руссе. А в письме сестре Вере написал: «А знаешь, мне очень жаль, что мы будем не в Моногарове. Но я наверно приеду гостить». В ответном письме от 31 марта 1872 г. Вера Михайловна описывает дачу Костюрина: «довольно маленький домик, крытый соломой, в котором шесть комнат, из коих зала в 7 аршин, а остальные ещё меньше, но, кажется, на вид довольно приятные. Сад около самого дома и большой луг вокруг дома, погреб будет к твоим услугам».[8]

Дмитрий Ойнас
Опубликовано: V Летние чтения в Даровом / ред.-сост. В.А. Викторович. - Коломна : ИД "Лига", 2019. С.183-192


[1] Достоевский А. М. «Воспоминания», СПб, 1992.
[2] Федоров Г.А. «Домыслы и логика фактов» //Литературная газета. 1975. 18 июня
[3] РГАДА. Ф.1354, Оп.541-1. Д.0025
[4] А.С. Сыроватко «Археологические исследования усадьбы Достоевских» // III Летние чтения в Даровом. Материалы научной конференции 26-28 августа 2011 г. Коломна, 2013, С.105-121
[5] А.С. Сыроватко. Там же.
[6] РГАДА. Ф. 1354. Кашира. М-26. «Геометрический план села Моногарова Каширского уезда». 1874 г.
[7] РГАДА. Ф.1354, Оп.541-2. Д.0051
[8] РО ИРЛИ. Ф. 100, № 29725; А.С. Бессонова «К вопросу о концепции музея-заповедника Даровое» // III Летние чтения в Даровом. Материалы научной конференции 26-28 августа 2011 г. Коломна, 2013, С.149

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения