Наследие – важный ресурс территориального развития

 
Объекты наследия – незаслуженно обойденный вниманием ресурс развития территорий. И прежде всего мы имеем в виду объекты не в столице и не в областных центрах, так как к ним интерес относительно высок, как впрочем и к любой другой форме недвижимости. Речь идет об объектах расположенных за пределами больших городов.
Проблема в том, что на эти объекты пытаются транслировать экономические схемы понятные и отработанные для любой недвижимости в крупном городе и, как правило, почти не учитывающие специфику этого сегмента недвижимости. К таким объектам нельзя подходить с традиционными мерками. Это объекты, в основном, не тактической, а стратегической перспективы.
Интерес общественности и деловых кругов к объектам наследия, постоянно усиливается, особенно с начала 2004 года. В связи с чем необходима оперативная разработка и принятие программных мер, с тем чтобы упорядочить почти стихийно идущий процесс приватизации этих объектов и их вовлечения в современную хозяйственную и социальную жизнь.
В настоящее время этот процесс еще более усилился. В различных регионах России существует ряд практик уже позволяющих вполне оценить эффективность вложений и использования объектов наследия. Объекты используются в качестве гостиниц, загородных домов отдыха, корпоративных и личных резиденций, культурно-рекреационных центров и др. Но процесс этот до сих пор остается стихийным и не носит программного характера.
Решение проблемы сохранения и использования объектов наследия в новых экономических условиях требует выработки новых управленческих подходов, решений и технологий, направленных, прежде всего, на подбор эффективных собственников и пользователей объектов наследия и вовлечение их в современный социокультурный и хозяйственный оборот.
Ядром программного подхода, на наш взгляд, является создание системы взаимодействия государства, общества и бизнеса, выработки мотивационных факторов в развитии инвестиционных, социокультурных и других проектов. Эти проекты при своей реализации дают синергитический эффект в других отраслях экономики. Обеспечивается приток капитала на сельские территории, увеличивается въездной турпоток, развивается реставрационно-строительный комплекс, развивается транспортная и энергетическая инфраструктура прилегающих территорий, повышается эффективность использования земель, что в целом благотворно отражается на социоэкономической ситуации в регионах.
Кроме того, объекты, например, усадебного и садово-паркового наследия, а так же создание новых усадебных и рекреационных комплексов, в контексте программного подхода рассматриваются с точки зрения пространственного развития как каркас нового освоения регионов. В большинстве регионов существует негативная тенденция в сфере землепользования и системе расселения. Происходит стягивание населения в крупные города и прилегающие территории и обезлюдение сельских территорий. При таком положении вещей эффективно использовать ресурсы региона невозможно. Образуя сетевую структуру, усадьбы являются центрами развития сельских и депрессивных территорий, формируют новую поселенческую сеть. Возрожденное усадебное хозяйство предлагает местному населению новые типы деятельности, а значит и возможности самореализации в сфере услуг и новых технологий приусадебного хозяйства. С развитием новой поселенческой сети развивается и инфраструктурная сеть, за которой следует второй поселенческий поток. Все это способствует более последовательному развитию сельских территорий и их капитализации.
Появление «хозяина», не только сохраняет окружающий ландшафт, но, в перспективе, меняет социальную и демографическую ситуацию, путем создания рабочих мест, дорожного и усадебного строительства/реставрации, создания небольших высокорентабельных производств с/х продукции, включенных в технологические цепочки с точками сбыта продукции в столице или ином крупном городе, например,  ферма - ресторан.
При реализации нескольких десятков проектов в относительной близости друг от друга создается новая поселенческая сеть, изменяющая социальную и политическую карту региона. Новая система расселения – перспективный проект, как с экономической, так и с социальной точки зрения.
Вовлечение максимально возможного количества активных заинтересованных действующих сил в процесс управления культурным наследием нации позволит России воспользоваться преимуществами развития «индустрии наследия» и культурного туризма, по достоинству оцененными в разных странах.
И одним из перспективных направлений тут может стать отработка механизмов частно-государственного партнерства для целей возрождения и использования объектов наследия. Причем, такое партнерство должно предполагать не только сотрудничество по финансированию проектов, но и совместную работу по ряду других направлений деятельности.

Объекты наследия обладают колоссальным потенциалом для использования их в качестве объектов культурного туризма. Это и возможности их музеефикации, превращения в культурные и оздоровительные центры, и в базы отдыха и санатории и тд.
Сегодня очень популярна практика ретроспективных реконструкций, позволяющих посетителям таких мест почувствовать себя в атмосфере прошлого. В настоящее время это одно из самых перспективных направлений в развитии туристического бизнеса, индустрии развлечений, образовательных программ. Статистические данные свидетельствуют что проекты такого плана очень эффективны и в обеспечении доходности предприятий малого и среднего бизнеса – в области торговли, общественного питания, туризма и др. В этом смысле усадьбы, одни из лучших объектов инвестиционных вложений не только как в загородное жилье, но и как объект туристического, гостиничного, событийного или другого бизнеса.
Услуги такого рода крайне востребованы, особенно в центральном регионе, где до двух миллионов только жителей Москвы и области в выходные дни могут стать их потребителями.
Под индустриальным подходом понимается организация производства таких услуг по принципу франчайзинга с единым центром управления. Необходим также центр продажи услуг, объединяющий все входящие в систему объекты. Однако это не значит, что в эту систему должны быть объединены все усадьбы России. Здесь может быть использован европейский опыт формирования таких туристических кластеров, например: германские - «Путь замков» или «Фахверковый путь», или австрийский - «Земля замков» или французское объединение «Замки Луары». Логика объединения этих туристских кластеров – инфраструктурная, тематическая, географическая и тд.
Реализация индустрии усадебного туризма не требует полного завершения реставрационных работ и может быть начата уже сегодня на большом числе используемых различными собственниками усадеб. Для этого, кроме задействования рыночных механизмов, необходимо согласие собственника на участие в этом бизнесе с определенными гарантиями и приоритетами для инвесторов.
Особая роль в охране и поддержании объектов усадебного и садово-паркового наследия должна принадлежать общественным организациям. Последние годы отмечены появлением ряда независимых организаций, представляющих собой формирующийся «третий сектор».
В условиях неоднозначной правовой ситуации, связанной с противоречиями между федеральным и местным законодательством, сложностью оформления операций с землёй и недвижимостью, отсутствием системы налоговых и иных льгот для общественных и частных инициатив на объектах наследия, эти организации на данном этапе концентрируют свои усилия в области популяризации городского и загородного наследия. Тем не менее, усилия независимых общественных групп по актуализации наследия способны превратить его в существенный фактор экономического и культурного обновления регионов.
Для всех из перечисленных основных видов деятельности на объектах усадебного и садово-паркового наследия, необходимым условием является с одной стороны соблюдение интересов государства и общества в части касающейся сохранения и использования историко-культурного наследия для нужд населения, а так же экономии бюджетных расходов, с другой - учет интересов частной или общественной стороны в плане получения прибыли и реализации иных задач их проектов.
Для этого требуется сочетание целого ряда правовых, экономических, технических и других условий, набор которых в каждом конкретном случае будет индивидуален. И эти вопросы, безусловно, могут решаться только в самом тесном сотрудничестве государственных, частных и общественных структур.

Тезисы определяющие индустриальный подход в работе с наследием:

·         Наследие должно и может стать субъектом экономики.
·         Объект наследия живет когда используется. Демонстрация ценности объекта наследия через эффективное использование.
·         Необходимо вывести наследие в особый сегмент ресурсов экономической жизни (историческая недвижимость, ресурсы культурного туризма, центры социальной и хозяйственной активности и тд…)
·         Повышение капитализации объекта наследия через его символические ресурсы. Эффективно возродить материальное наследие, можно только через его символическое содержание, т.е. через генетически связанное с ним нематериальное наследие.
·         Для возрождения объекта наследия необходимо ответить на вопросы ЗАЧЕМ (смысл, идея) и КАК (формат использования)
СМЫСЛ возникает из анализа нематериального наследия генетически связанного с объектом материального наследия.
ФОРМАТ – проектная конструкция превращающая СМЫСЛ в индустрию.
·         Индустрия впечатлений – направление эффективного включения объекта наследия в современную жизнь, с точки зрения использования его символических ресурсов.
·         Эффективным является объединение общественности не вокруг объекта наследия, а вокруг идеи его использования.


Дмитрий Борисович Ойнас

Журнал «Новая деревня», 2009, №4, М.

Комментарии

Популярные сообщения