Скрытые символы Васильевского

Усадьба Васильевское Повалишиных
Гагаринского района Смоленской области

Этот комплекс представляет собой прекрасный пример реализованной в архитектуре и планировке личной мировоззренческой идеи. Даже беглый осмотр усадьбы, дает возможность сделать целый ряд выводов по поводу ее индивидуального символического лица.
Несмотря на значительные утраты, структуру композиции комплекса все еще возможно прочесть. И делать это надо весной, как можно скорее, так как утрата каждого насаждения снижает шансы на успех.
Композиция в Васильевском, имеет свою индивидуальную трактовку тезиса о поиске Истины. В этом есть логика жизни, логика индивидуального выбора пути. Исходя из выявленного символического ряда, следует сделать вывод, что создатель данного комплекса был масон.
Судя по прослеживаемым пока еще элементам, в основе композиции регулярной части парка лежит шестиконечная звезда (гексаграмма, звезда Давида или звезда Соломона), образованная структурой аллей и боскетов и некоторыми другими ландшафтными элементами. Гексаграмма, это древневосточный символ, эмблема египетского оккультизма. Обычно изображается в форме двух, наложенных друг на друга (вершинами в противоположные стороны) треугольников - эмблема «бракосочетания» неба и земли. В масонстве эта звезда олицетворяет свет истины и разума на путях добродетели. Это эмблема трансцендентной мудрости. Вдобавок масонская звезда есть «земной аналог» Полярной звезды, ориентира древних путников и мореходов; считается, что Полярная звезда указывает на остров Туле - колыбель человечества.
Вершина одного из треугольников в парке составляющих гексаграмму, надо полагать отвечающего за силы небесные, завершается земляной насыпью. Учитывая такое композиционное расположение насыпи, соседство ее с двумя другими, аналогичными по величине, дает нам возможность полагать, что на ее вершине располагалось некое сооружение поддерживающее общую символическую концепцию.
Треугольник – фигура, почитаемая в масонстве как символ божества, всевидящее око, символ главы масонской ложи и знак старшего мастера. В философской системе Пифагора, изучаемой и чтимой масонами, эта фигура ассоциировалась с греческой буквой «дельта», которая из-за ее треугольной формы считалась символом создания космоса.
Лучезарная дельта
В масонстве треугольник (треугольная звезда или пирамида) с вписанным в нее глазом - это Лучезарная Дельта. Официальное описание Лучезарной Дельты гласит: «Лучезарная Дельта обычно располагается в восточной части храма, а по обеим сторонам ее находятся Солнце (ближе к югу) и Луна (ближе к северу). Лучезарная Дельта - треугольник с помещенным внутрь ее оком - знаком просвещенности или принципа сознания, иначе, Всевидящее око, постоянно присутствующее на всех работах ложи, создающее энергетику присутствия Высшего существа при проведении ритуальных работ, постоянное излучение - утверждение бытия. Математическая точка, не имеющая размеров, но находящаяся повсюду, заполняет безграничность пространства. Это также символ осознания и внимания, причем внимания взаимного, внимания, которое проявляет Высшее Существо к каждому из братьев, внимания, которое каждый брат должен проявлять по отношению к миру. Лучезарная Дельта напоминает нам о том, что у каждого масона есть его собственная масонская звезда, которая светит ему в трудах и направляет в поисках. Лучезарная Дельта - главный масонский символ первого градуса, степени ученика».
Аналогичным образом устраивался центр общепринятой масонской ложи. Во внутреннем пространстве треугольника располагалась зала для ритуальных работ. Кроме того, эта фигура, могла символизировать и два других «светильника учения» - наугольник и циркуль, наложенные друг на друга. Циркуль обозначал солнце, верховное божество, а наугольник - часть земного шара, освещенного солнцем. «В этом пространстве, между циркулем и наугольником и надлежало искать истинных масонов».
Что же могло располагаться на вершине земляного холма являющегося вершиной треугольника? Логичнее всего предположить пирамиду, как элемент символически поддерживающий вышеизложенную семантическую концепцию. Но это мог быть и некий павильон, храм-ротонда, посвященный верховному божеству, взирающему с небес на мир, опять же поддерживающий семантику Лучезарной Дельты, Всевидящего Ока.
По склонам холма сохранились кусты акации. Сам холм и акация на нем произрастающая символизировали особо значимую для масонов легенду об убитом великом мастере, строителе Соломонова храма Адонираме.  Акация, которой ученики пометили могилу мастера, олицетворяла пережившую смерть, но вновь возродившуюся, расцветшую идею. Символически умерший, согласно масонскому учению, продолжает жить в каждом новом мастере.
Таким образом, если на данном холме располагался некий элемент, символизировавший Лучезарную дельту, то на холмах к северу и югу от него, как сказано выше, должны были располагаться объекты символизирующие Солнце (ближе к югу) и Луну (ближе к северу).
Солнце и Луна – это два из так называемых малых светочей масонской ложи (третий — досточтимый мастер), древнейшие символы и олицетворения света, в частности, в своем единстве, Света Вечного, то есть Света Истины. Солнце означало истину, мужество, правосудие; Луна - чистую любовь, воздержание, природу. Ну а Пламенеющая (или лучезарная) звезда - «Дух», наполняющий всю природу, жизненную силу, ум, указывающий путь к истине.
Однако, учитывая возможные варианты семантической конструкции, можно предполагать и расположение на этих холмах двух обелисков, символизировавших столбы, традиционно устанавливавшиеся в ложах и символически служившие им опорами. Это могли быть два столба, две символические колонны храма Соломона – «Иахин» (Бог делает прочным) и «Боаз» (в Нем сила), символизировавшие силу и стойкость, жизнь и смерть, добро и зло, главные основы гуманности: справедливость и благожелательность.
Колонны Боаз и Иахин – врата для посвящаемого, выход к свету для ищущего, колонны Храма Иерусалимского. Боаз - северная, а Иахин - южная колонна.
Не случайным, в связи с изложенным, является расположение рядом с этой композицией плодового сада. По сути, плодовый сад выступает как бы символической основой, средой всей концепции, началом и концом высказанной идеи.
Плодовый сад, не только снабжал владельцев фруктами, но являлся одним из неотъемлемых элементов философской эстетики парка этого времени – «личный рай», место для размышлений об утраченном «Эдеме». Рай, напоенный светилом, дающим жизнь плодам его. Созерцание сада должно было наводить на мысль о Рае утраченном и полагаемом для тех, кто стремиться познать истину.
Дальнейшие исследования микрорельефа на этом участке позволят не только определить площадь сада и технологии посадки и ухода, но и реконструировать его планировку. Но уже сейчас, по некоторым видимым элементам, можно предположить, что в саду превалировала не утилитарная технологическая разбивка плана, а семантическая структура поддерживающая общую концепцию.
В структуре пейзажной части парка, отчетливо пока удалось проследить только жесткое периметральное обрамление участка в виде липовой аллеи и граничной межевой канавы обсаженной кустарником. Планировочная же структура этой части парка требует внимательного изучения и составления фиксационной схемы. Тогда можно будет говорить о ее символических особенностях. Но уже сейчас можно предполагать, что она является неотъемлемым элементом общей концепции комплекса, как структура предваряющая и подводящая гуляющего по парку к кульминационной семантической точке, описанной выше в регулярной части.
Отдельные элементы композиции, выявленные в результате визуального осмотра, такие как круглые пруды с круглыми островами, места расположения парковых павильонов, и др., безусловно, выступают как символические элементы общего текста парка, которые еще предстоит раскрыть. Но в контексте сказанного, вполне можно предполагать символику круглых прудов с островами в значении «масонской круглой шляпы», как например в английском Amberley. Круглые шляпы у масонов - символ вольности.
Прямоугольный объем главного дома с внутренним залом-ротондой и двусветным бельведером; крестовый мезонин завершающий всю композицию строения, намекающий на т.н. «философский крест»; планировочная и визуальная связь дома с колокольней Благовещенской церкви на которую был посажен один из парковых павильонов; расположение церкви и кладбища, по сути иной сакральной территории, за рекой, за водной преградой отделяющей мир живых от мира мертвых (символический Стикс или Ахеронт) - вся эта совокупность выявленных и пока еще скрытых элементов обладающих явным семантическим контекстом превращает этот комплекс в уникальный объект, текст которого может лечь в основу концепции его дальнейшего использования.


Дмитрий Ойнас,
25.02.2015




Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения