Вертоград

Вертумн и Помона

ВЕРТОГРАД традиционное название сада в древней Руси. Древнерусское наименование Райского сада. Но так как любой сад символически ассоциировался с Райским садом, то и название «вертоград» распространялось на все сады,  а садовника, соответственно, называли вертоградарем.
  • «Посмотри в свой вертоград: в нем нарцисс уж распустился». А. Майков.
  • Видел я страны чуждые и красоты земель отдаленных; видел весну цветнее, видел лето блистательнее, видел осень обильнее благословениями полей и вертоградов, нежли в стране нашей; но нигде не видал я старцев почтеннее, мужей величественнее, юношей любезнее и дев прекраснее, как в земле Славеновой… В. Т. Нарежный, «Славенские вечера», 1809 г.
  • Катерина Дементьевна с юношеских лет посвятила свою особу возделыванию вертограда добродетелей, к которым, как дама, оскорбленная судьбой, питала чрезмерную склонность. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Губернские очерки», 1857 г.
  • «На этом месте Иисус Христос, по воскресении своем, явился Марии Магдалине в виде Ветроградаря. (Россия в мемуарах. Н. Н. Шипов. История моей жизни и моих странствий.
Вертумн
Во многих словарях приводится определение этимологии слова «Вертоград», как заимствованного из старославянского, и являющегося калькой готского слова aurtigards – «сад, огород»; где - врьтъ соответствует готскому aurti, gards – славянскому градъ (см. огород). Это определение в корне неверно и более того уводит нас от понимания символики и глубинного смысла данного понятия.
И если вторая половина слова – «град», вполне понятна и является синимом слову «город»  (от слова «городить», отсюда – «огород») - в древней Руси так называлось место окруженное оградой. Исторически термин происходит от наличия вокруг поселения ограды - вала или стены. То вот первая половина слова – «верто», посвящена древнеиталийскому богу времён года и их различных даров, богу изменения плодов до их созревания - Вертумну. В римской мифологии Вертумн бог всяких перемен во временах года, течении рек, настроениях людей, стадиях созревания плодов. Жена его была Помона, богиня плодов и плодовых деревьев. Его имя происходило от латинского слова «verto» - поворачиваться, поэтому Вертумна стали называть богом всяческих превращении. Этот бог посылал на землю цветение весны, летнюю жатву и осеннее изобилие плодов.
Вертумн и Помона
Таким образом «Вертоград», это град бога Вертумна, место его обитания, цветущий и изобильный сад в котором постоянно происходят различные изменения и превращения. Это место опекаемое переменчивым Вертумном и изобильной Помоной.
Вертумн изображался в разных видах, но преимущественно в виде садовника с садовым ножом и плодами. Ему ежегодно приносились жертвы 13 августа (вертумналии - празднество в честь Вертумна и его прекрасной жены). Позднейшая римская мифология сделала из него этрусского бога; но, как показывает этимология этого имени, Вертумн был настоящим латинским и в то же время общеиталийским богом, родственным Церере и Помоне, богиням хлебных растений и фруктов.

Икона «Вертоград заключенный» - икона Богородицы работы иконописца Оружейной палаты Никиты Павловца, написанная в 1670-х годах. Образ Богородицы «Вертоград заключенный» основан на популярной в западноевропейском искусстве иконографии hortus conclusus.
Hortus conclusus (закрытый сад) - латинское выражение, восходящее к цитате из библейской Песни Песней (глава 4, стихи 12-15) «Запертый сад - сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами».
Hortus conclusus
В изобразительном искусстве иконографический тип hortus conclusus представляет собой изображение Девы с младенцем в прекрасном саду, огороженном высоким забором, подчас в окружении святых жён и ангелов. В этих, как правило, небольших картинах радости жизни соединяются с глубоким символическим содержанием.
Эта икона символизирует собой сад Небесного Иерусалима.

Вертоградами иногда называли еще и небольшие плодовые садики создававшиеся в усадьбах, как правило, недалеко от главного дома. Эти садики так же называли «личный рай», так как, как правило, они не имели утилитарного хозяйственного значения, а употреблялись для отдыха, и несли символическую нагрузку, заставляя владельца задумываться о Рае утраченном.

Дмитрий Ойнас, 2009

Комментарии

Популярные сообщения