Дирижабль. Облако над городом
Цеппелин над Летним садом |
Запуск монгольфьера в Версале 19 сентября 1783 года |
В августе 1709 года, в Португалии, Бартоломеу де Гусман
продемонстрировал модель воздухоплавательного аппарата, представлявшего собой
тонкую яйцеобразную оболочку с подвешенной под ней маленькой жаровней, при
испытании поднявшуюся в воздух на 4 метра.
Бытует предание о том, что в Рязани в 1731 году некий
подьячий Крякутный, происходивший родом из г. Нерехты, пытался осуществить
полет на тепловом воздушном шаре. Но эта история подвергается сомнению многими
современными исследователями.
Лишь 19 сентября 1783 года в Версале в присутствии короля
Людовика XVI воздушный шар, созданный
братьями Жаном-Этьенном и Жозефом-Мишельем Монгольфье, взмыл в воздух,
унося в своей корзине первых воздушных путешественников, которыми были баран,
петух и утка. Шар пролетел 4 километра за 10 минут. А затем, 21 ноября
1783 года в Париже впервые в воздух на монгольфьере поднялись люди -
физик, изобретатель Жан Франсуа Пилатр-де-Розье и маркиз д’Арланд.
В дальнейшем монгольфьеры, в силу
присущих им недостатков - необходимость
брать на борт большое количество топлива, опасность возникновения пожара в
воздухе и др. - уступили своё место аэростатам, наполняемым водородом, так
называемым шарльерам. Но и эта
конструкция, сама по себе, не решала одной из главных проблем – проблемы
управления аппаратом, возможностью двигаться
независимо от направления воздушных потоков. И эту проблему должен был решить управляемый
летательный аппарат – дирижабль.
Изобретателем дирижабля считается Жан Батист Мари
Шарль Мёнье. Он в 1784 году предлагал
сделать дирижабль в форме эллипсоида. Управляемость должна была быть
осуществлена с помощью трех пропеллеров, вращаемых вручную усилиями 80 человек.
Однако, только 24 сентября 1852 года, был создан первый дирижабль с паровым двигателем
конструкции А. Жиффара. С тех пор, конструкции дирижаблей только
совершенствовались. Дирижабль в течение нескольких десятилетий стал одним из самых
передовых транспортных средств. Именно он мог переносить больше груза, чем
самолёты, и это положение сохранялось в течение многих десятилетий. Особенно перспективными были разработки
дирижаблей с жесткой оболочкой. Конструкция таких дирижаблей и её развитие
связано с именем немецкого графа Фердинанда фон Цеппелина.
Один из первых Российских дирижаблей "Лебедь" |
Способность дирижаблей перемещать значительные грузы
на большие расстояния, их
эффективность для проведения разведывательных
операций, бомбардировки укреплений, были быстро оценены военными и дирижабли
активно приняли участие в Первой мировой войне. Наиболее внушительными
воздухоплавательными парками в это время обладали Россия, Германия и Франция.
Считается, что эпоха дирижаблей закончилась
в 1937 году, когда при посадке в Лэйкхёрсте сгорел немецкий пассажирский
дирижабль-лайнер «Гинденбург». Заполненные взрывоопасным газом дирижабли редко
горели и терпели аварии, однако их катастрофы причиняли более значительные
разрушения по сравнению с самолётами того времени. Интерес к дирижаблям
сократился, но не исчез. Их продолжали строить и использовать в различных
отраслях хозяйства и в военных целях. А в конце XX века интерес к дирижаблям возобновился
с новой силой. Теперь вместо взрывоопасного водорода применяется инертный
гелий, получение которого стало относительно дешёвым. Сферы применения
дирижаблей достаточно многочисленны, это – грузовые и пассажирские перевозки,
радиолокация, телекоммуникация и связь, военная сфера, рекламные, туристические
полёты, наблюдение за дорожным движением и т. п. Все больше компаний
начинает рассматривать данное направление как перспективное и подключается к
разработке аппаратов на основе новых технологий, материалов и запросов времени.
В США ведутся работы по
проектированию как малых аэростатов связи массой до двух килограмм, так и стратосферных
дирижаблей стратегического назначения способных действовать на верхней границе
стратосферы. Французская компания Aerospace Adour Technologies совместно с
почтовой службой изучает возможность эксплуатации дирижаблей для
транспортировки посылок. Германская компания Deutsche Zeppelin-Reederei
использует дирижабли нового поколения для перевозки туристов и научных грузов.
В России сегодня также
разрабатывается ряд моделей дирижаблей, как военного, так и гражданского
назначения. Более того, эта отрасль недавно получила серьезную официальную
поддержку со стороны правительства.
В 2009 году на авиасалоне МАКС компания
«АэроСкан», представляла дирижабль Аи-30, пилотировал который коломенец Алексей
Бадакин. В 2004 году был запланирован перелет через Россию в Японию дирижабля
Zeppelin NT Он был приобретен японской компанией «Nippon Airship Corporation» у немецкой компании «Zeppelin Luftschifftechnik GmbH & Co KG». Он должен
был пересечь границу Финляндии и России и, сделав остановку в городе Пушкин,
далее следовать в сторону Москвы, где для него остановочным пунктом должен был
стать коломенский аэродром, наиболее всего подходивший для этого в Подмосковье.
Целью данного перелета был не только перегон дирижабля в Японию, но и экспертная
оценка транспортного коридора между Европой и Азией, оценка инфраструктуры и
участков маршрута так же с точки зрения внутреннего использования.
Возможно, в недалеком будущем по
маршрутам между городами полетят дирижабли - эти рукотворные облака. Появится
новая транспортная сеть, не зависящая от наличия пробок на дорогах. Возникнут
новые туристические программы и маршруты позволяющие осматривать
достопримечательности с высоты. И каждый желающий сможет однажды проплыть
на облаке над Коломной.
Дмитрий Ойнас
Журнал «Околоколомна»
Коломна, 2010
Комментарии
Отправить комментарий